Удмуртское "море" - Воткинское водохранилище

Воткинское водохранилище называют удмуртским морем. Местные жители, вспоминая старые времена, говорят:"Когда моря еще не было, одна Кама была".

Воткинское водохранилище было образовано в 1961 году путем затопления Камы в связи со строительством ГЭС. На его побережье находится много красивых мест, которые пользуются популярностью у отдыхающих, это одно из излюбленных мест рыболовов.

В советское время рядом с деревней Костоваты находился самый популярный и роскошный дом отдыха Удмуртии. Здесь отдыхали от простых рабочих до депутатов, курсировал пароход, на котором отдыхающие могли кататься до сумерек.

Дом отдыха закрылся после распада СССР, до 2008 года еще стояли его развалины, сейчас же о нем напоминают только оставшиеся сады и лестницы на пляж.

Сейчас самая популярная база отдыха в этих местах – Камские дали.

В километре от деревни Костоваты есть красивое и необычное место – обрыв любви. Он был частью дома отдыха, сюда приезжали молодожены, часто посещали влюбленные.

 

Согласно легенде, на Обрыве Любви погибла пара: девушка упала вниз, парень прыгнул за ней. Подробности никто уже не помнит.

В 3-4 километрах выше по течению от Обрыва Любви до затопления Камы на берегу стоял поселок Галево.

По рассказам местных старожилов, основателями поселения Галево были разбойники, среди которых одного звали Галай. Однако в 60-е гг. XIX века священник села Осинская Дуброва записал в Дубровскую летопись другую историю.

«Прежде во времена Ермака по Каме ходили около наших мест какие - то два названные брата - Сокол и Петух, а звали их больше все атаманами. Один из них разъезжал по Каме от деревни Пьянки до Волги: а другой от деревни Толстика до речки Чусовой, где съезжался с Ермаком. Они большую половину поразорили здешнюю чудь белоглазую и основали деревни - первый: Пьянку, Галево, Соколицу и др., а второй - Толстик, Елово, которое было прежде на самом берегу Камы, и другия».

Документально Галево впервые упоминается в Писцовой книге Казанского уезда, составленной писцами Семеном Васильевичем Волынским, Петром Матвеевичем Коротневым и диаком Михаилом Патрекеевым в 1647 - 1656 г.г. Описание селений расположенных от Сарапула вверх по Каме производилось в 1654 году в той последовательности, как их встречает путник, передвигаясь из Сарапула по дороге идущей правым берегом Камы: «деревни Галева, Буренина тож, за рекой Камою». «Буренина тож» - означает, что деревня имеет двойное название (Галева и Буренина), а «за рекой Камою» свидетельство первого места деревни - она была основана на низком, левом берегу Камы.

В 17 веке в этих местах началась эпидемия моровой язвы и так называемые «башкирские шалости». Воевода А.Н. Волконский письмом от 24 ноября 1662 года призывал башкир принести повинную, упрекая их в том, что они «церкви божий обругали и пожгли села, деревни, хлеб и сено, людей побили и в полон увели». Вероятно, это и было причиной того, что деревня «перебралась» на высокий правый берег реки. 

В «Переписной книге дворцового села Сарапула с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда» составленной в 1710 году в деревне Галева, значится уже 10 дворов дворцовых крестьян. Земли принадлежали лично царю и членам царской фамилии, а основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение царского двора продовольствием. Галевские платили натуральный оброк, поставляя хлеб, мясо, мёд и рыбу - стерлядь, осетра и белугу.

В 1867 году в Галёво была построена деревянная церковь с колокольней, с 1888 года при храме действовала церковно-приходская школа (церковь была закрыта уже в 1936 году.)

Первая удмуртская железнодорожная ветка

В 1895 году состоялась открытие первой на территории Удмуртии железной дороги длиной 19 верст 360 саженей, которая соединила пристань на Каме с заводом. Изначально железная дорога была узкоколейной. Дата реконструкции на широкую колею не установлена.

До появления Воткинского водохранилища протяжённость железнодорожной линии Камская — Галёво составляла 18 километров. Нынешний конечный пункт железнодорожной линии (станция Беркуты) в то время являлся промежуточной станцией.

В 1955 году недалеко от Воткинска началось строительство плотины гигантской гидроэлектростанции. Водохранилище затопило пристань и примыкающие к реке участки железнодорожной линии, включая станцию Галево. Участок от Беркутов до призаводской станции Камская был сохранён для обслуживания небольших промышленных предприятий — смежников Воткинского машиностроительного завода.

По состоянию на июнь 2003 года, пассажирский поезд сообщением Камская — Беркуты состоял двух или трёх (в зависимости от пассажиропотока) плацкартных вагонов, которые когда-то были переданы сюда с «больших» магистралей. Пассажирское движение сохранялось вплоть до 2004 года.

Грузовое движение на железнодорожной линии было достаточно активным на участке от станции Камская до «95-го цеха» Воткинского машиностроительного завода (находится на «боковой» ветви, к юго-востоку от населённого пункта Гавриловка). До Беркутов регулярного грузового движения не было.

По информации от Александра Фетисова, летом 2004 года движение пассажирского поезда Камская — Беркуты было навсегда прекращено. Вскоре железнодорожная линия была частично разобрана. В качестве замены пассажирского движения по железнодорожной линии Камская — Беркуты был открыт автобусный маршрут. В 2007 году линия Метляки — Беркуты полностью разобрана.

Строительство заводов

 В конце 19 века в Галево началось строительство двух заводов: чугунно-плавильного и судостроительного. В 1898 году под руководством горного начальника П.А.Трояна была спроектирована доменная печь - предполагалось, что она обеспечит завод своим чугуном в количестве свыше миллиона пудов. Однако, почти достроенная в 1901 году, доменная печь так и не была пущена. Галевская «чугунка» была навсегда закрыта: в стране разразился экономический кризис, Троян в 1902 году ушел с завода, а местного сырья для завода оказалось маловато (месторождение руды было найдено галевским крестьянином на противоположном берегу - на месте рождения деревни). Судостроительный завод также просуществовал недолго.

Во время второй мировой войны его называли кормильцем всего Воткинска. Здесь стояли баржи с нефтепродуктами, стоял завод, от которого остался железный каркас от топки и земляной бассейн.

На фото: все, что осталось от "кроватоделательного" завода. 2010 год.

 


Несколько домов, стоящих на вершине высокого берега называли «Ласточкино гнездо». В 1988 году Воткинский завод стал нарезать участки под дачи.

В 1966 году, после затопления Камы, ректор ИМИ профессор Н.В. Талантов и его заместитель Б.Н.Шульга пригласили предпрофкома Александра Нестеровича Шульженко, проректора по АХЧ и от парткома - И.К. Пичугина прокатиться на катере директора Боткинской ГЭС по водохранилищу.

15 мая группа «разведчиков» осмотрела залив в районе д. Галево (в преданиях упоминается, что будто бы в этом месте оказалось меньше всего комаров).

Было решено: здесь и быть спортивному лагерю Механического института. 6 июля 1966 года на камский берег высадился ижевский десант из 120 студентов и 16 преподавателей. Так началась история спортивного лагеря ИМИ-ИжГТУ в Галево.

В первый год для лагерных палаток были изготовлены деревянные настилы. На берегу моря студенты соорудили эллинг для хранения лодок, причал и построили баню. Для любителей водных видов построили 3- и 5-метровые вышки для прыжков в воду, оборудовали пляж и место для игры в водное поло.

Стационарными было здание кухни, сооруженное общими усилиями из кирпича, и столовый зал под навесом. Воду носили из родника, дрова вылавливали из Камы, продукты питания хранили в холодильнике, предварительно забитом снегом. В первый же год были оборудованы гимнастический городок, грунтовые волейбольные и баскетбольные площадки, площадки для настольного тенниса и бадминтона, а на верхней площадке территории лагеря играли в футбол и сдавали нормативы ГТО по легкой атлетике.

Материал подготовил П. Шамшурин