Горы Удмуртии

Есть ли в Удмуртии горы? 
В географическом плане Удмуртия входит в Западное Приуралье, но при этом остаётся прикамской частью Восточно-Европейской равнины.
Потому рельеф Республики чередуется возвышенностями и понижениями, которые, в свою очередь, пересечены многочисленными речными долинами, логами и оврагами.

На пространствах Удмуртии выделяют три высотных уровня:
1. Верхний уровень с отметками 250 м и более – Верхнекамская возвышенность.
2. Средний уровень от 180 до 250 м – Можгинская и Сарапульская возвышенности.
3. И третий, низкий уровень – долины рек Камы, Чепцы, Кильмези.

Гор, как таковых, в Удмуртии всё же нет.

Байгурезь, гора Солдырь и Сидоровы горы не что иное, как высокий обрывистый берег реки.

Есть возвышенности и разные по своему геологическому происхождению холмы.

«Кабан-гора» (Завьяловский р-н) - намывной островок древнего моря с богатой песчано-гравийной смесью. Такие месторождения ПГС протянулись ниткой вдоль северной оконечности Можгинской возвышенности – деревни Нардыг, Родники, Малая Воложикья.

Есть песчаные холмы (возле д. Сюровай, Увинский р-н, возле с. Новые Зятцы, Игринский р-н) - деятельность ветров в ледниковый период, когда вдоль границы края ледника студёные ветры свободно «гуляли», образовывая дюны и барханы безмолвной пустыни.

Природные возвышенности высотой 250-330 метров обычны для Удмуртии. У некоторых есть свои имена: «Эрестем», «Точки», «Александровская гора».

Значимые для удмуртов места, именуемые «горами - «Сидоровы горы», «Алангасаргурезь», «Солдырь» - это, в первую очередь, древние городища, поселения людей. Поэтому они имеют собственное имя и свои легенды.

Расскажем о нескольких наших "горах".

Гора Байгурезь

Согласно преданиям, у горы Байгурезь было два названия. Первое, Байгурезь, знали и знают все. В переводе с удмуртского оно значит «богатая гора».

Второе название горы — Бакгурезь, что означает «немая гора». По легенде, давным-давно у подножия горы стояла водяная мельница. Мельник был очень богатым человеком и, как всегда в легендах, у него была одна дочь. Когда пришла пора выдавать девушку замуж, мельник заявил, что дочь свою отдаст только за того человека, который поднимется на гору по самому крутояру.

Никто из претендентов не смог покорить гордую гору, потому что не знали, что у духа горы нужно благословения попросить. А в одной из окрестных деревень жил юноша: ловкий, красивый, умный, но глухонемой. Он пас коров и овец. Когда он попросил руки дочери мельника, тот указал ему на гору. Попросив благословения у духа горы, юноша быстро забрался на гору и чудесным образом обрел дар речи.

Как гласит предание, такое могло совершиться только в месяце инвожо — июне (удмуртское «ин» — небо, «вожо» — переход; изменение), в дни летнего солнцестояния — вожодыр («переходное время»). Мельнику пришлось отдать юноше в жёны единственную дочь и с ней — богатое приданое.

Гора окутана массой мистических и духовных легенд. Дух горы, суровый и справедливый Инмар, не всех пускает на свою гору. Если Ваши помыслы не чисты, если творите Вы в жизни нехорошие дела, Инмар не позволит Вам подняться на гору. Вдруг прольётся дождь перед Вашим приездом, и не сможете Вы подняться по крутому глиняному склону.

Придётся возвращаться домой и исправлять ситуацию до следующей поездки. Возможно, в следующий раз Инмар будет более благосклонен к Вам. Визит на гору Байгурезь является как бы мерилом качества вашей жизни.

Считается, что в день летнего солнцестояния на горе происходит объединение трёх миров: нижнего мира умерших, среднего ныне живущих и верхнего небесного.

Потому молитвы, произнесенные в этом месте в этот день, мгновенно доходят до богов, а просьбы быстрее получают воплощение. Но ходить без особой надобности на Байгурезь 21 июня не советуют – говорят, что есть риск «нечаянно очутиться не на своём «этаже» и больше никогда не вернуться к близким». Удмурты признают за Байгурезь славу чудесного, энергетически-сильного места, дающего силы и просветление.

Также существует легенда, согласно которой в древности Чепца у подножия горы была шире, и удмурты прыгали с косогора на проходящие мимо купеческие ладьи и грабили их.

Байгурезь стала одним из популярных мест у туристов. С вершины горы открывается красивый вид на окрестности. Горе посвящено много стихов, ее именем назвали газету в Дебесах, которая выходит на удмуртском и русском языках.

Высота горы 251 метр над уровнем моря, а собственная высота - 51м, равная высоте Ниагарского водопада (53 метра).
В конце 1970-х годов она получила официальный статус природного памятника Удмуртской Республики.

Кар-гора

Каргурезь, Кар-гора, гора Яблоновая расположена в Шарканском районе Удмуртской республики на территории природного парка «Шаркан».
“Кар” - гнездо, городище, “гурезь” - гора, - городищенская гора. Выявлены городища относящиеся к концу первого тысячелетия н. э.
Это было место гуляний окрестной молодежи. По свидетельству Е. Г. Агафоновой, они собирались здесь после Троицы: приносили с собой вино, угощенье; молились, играли, веселились. Вокруг горы ездили на конях. На горе была большая ель, под которой старики проводили моленья. Внизу Кар-горы было селенье, состоящее из 3-4 дворов, основанное в 18 в. Сейчас этого селения не существует.
Кар-гора - уникальное явление останцево-холмистого (пугового) рельефа. Наиболее высокая, соответственно, наиболее древняя поверхность выравнивания наблюдается на отметке 250 м и выше.
Эта поверхность выравнивания широко развита на востоке Русской равнины и известна под названием “ высокое плато”. Типичный представитель останца “высокого плато” - Кар-гора. По предположениям ученых, образование “верхнего плато” или самой высокой для Удмуртии поверхности выравнивания происходило 25 млн. лет тому назад.
С вершины Кар-горы открывается удивительная панорама окресностей радиусом охвата 25 км ( д. Пужьегурт, с. Шаркан).
вид с вершины горы Каргурезь Удмуртия Шаркан
Кар-гора всегда привлекала внимание окрестного населения; здесь проводились обряды начала сева, уборки хлеба и другие.

Молельные горы

В языческие времена в каждой удмуртской деревне находился восяськон - языческий молебен, где местные жители проводили коллективные обряды.
Как правило, это были рощи, лесные поляны, вершина холма. Спустя столетия, удмурты сохранили память об этих местах, и даже в наше время в каждой деревне местные жители покажут вам языческий молебен.
Одно из таких мест, представляющий особый интерес, находится в деревне Водзя Можгинского района.

Здесь находится один из крупнейших молельных мест Удмуртии. На вершинах Водзинских гор собирались для обрядов до 12 деревень. И даже после принятия христианства, удмурты еще долго поднимались на эти горы. Одна из гор имеет правильную трапециевидную форму - восяськон гурезь (молельная гора).

Рядом находится портмаськон гурезь - колдовская гора. Это место пропитано силой молитв и мистикой, так что горы сохраняют свою силу до сих пор.
По словам местных жителей в логу, рядом с горой Портмаськон гурезь происходят мистические вещи: слышатся голоса, можно увидеть некие образы.

По древним поверьям нельзя осквернять святые места - ходить в туалет, оставлять мусор, в противном случае это обязательно вернется бумерангом.

Сейчас на этих горах тренируются и проводят соревнования парапланеристы, которые, разумеется, даже не догадываются об истории этих гор, не обходится и без осквернения этих мест. Часто случаются падения парапланеристов, а случайность это или наказание - каждый решает сам...

Бабьинские горы

Много веков назад в результате движения ледника образовались небольшие горы возле деревни Русская Бабья Сюмсинского района. Исхоженные тропы ведут на их зелёные вершины, с которых открывается чудесный вид на реку, протекающую у подножия.

Старожилы рассказывают, что яблоневый сад, расположенный на горах, плодоносит в независимости от погодных условий вот уже почти два века. Также Бабьинские горы считаются своеобразной «аномальной зоной» в хорошем смысле – на садовых участках рядом с ними наблюдаются большие урожаи огурцов. Вблизи гор в разные годы люди видели редкого черного хорька, краснокнижного мраморного жука, а в реке Кильмезь ловили стерлядь.

Бабьинские горы – место особенное, богатое на красивые виды, а также на интересные истории с ними связанные. Привлекательное как для местных жителей, которые любят здесь гулять и собирать ягоды, так и для туристов.

Ведьмина гора

Небольшой холм неподалеку от села Зуевы Ключи в Каракулинском районе Удмуртии — место часто посещаемое туристами.

На её вершине растет лишь одно дерево — яблоня. Судя по количеству ленточек, привязанных к ее ветвям, многие верят, что загаданное на горе желание быстрее услышат «где-то там».

С этим местом связана легенда о том, что раньше гора была местом языческих жертвоприношений, но после удара молнии, из нее начал бить Гремячий ключ. Тем самым молния как бы «обезвредила» гору, положив конец язычеству.

Глядя на розливы реки Камы с вершины Ведьминой горы, ощущаешь спокойствие и благодать. И дышится легче и, в голове проясняется. Стоит приехать сюда хотя бы ради того, чтобы просто постоять здесь, замедлив мысленный бег, и просто полюбоваться красотой удмуртского Прикамья.

Старцева (гора Урал)



Старцева Гора поднимается на 50–70 метров, над уровнем моря – на 200 метров. Это самое высокое место в черте г. Сарапул, одна из самых живописных смотровых, откуда открывается живописный вид на Каму и закамские лесные дали, прикрытые голубой дымкой тумана.

В XVI в. гора называлась Старческой, т.к. жили там старцы-отшельники. Долгое время считали, что именно на Старцевой горе и был основан город, и здесь находилась Сарапульская крепость. В 1774г. на этом месте побывали отряды Емельяна Пугачева.

В геологическом отношении гора примечательна прежде всего возрастом: ей от 240 до 280 миллионов лет. Она появилась на свет в то время, когда в 500 километрах к востоку, на стыке Русской и Сибирской платформ земной коры заканчивался процесс образования Уральских гор, длившийся сотни миллионов лет. В этом отношении Старцева Гора является ровесницей гор Уральских.

На горе также находится памятный камень в честь градоначальника Сарапула Андрея Дурова, отца знаменитой кавалерист-девицы Надежды Дуровой.

Там же, на Старцевой горе, величественно расположилась лиственница, которой, по подсчетам, более 200 лет. В высоту дерево достигает 40 м. У приезжающих в Сарапул сложилась традиция обнимать дерево и загадывать желание.

Многие современные названия географических мест (топонимика) приурочены к советскому образу мышления.
Так, моё село, где я живу, в бытность именовавшееся Николо-Романовским селом, ныне называется село Красное.
Село Сов-Никольское свою приставку "Сов" тоже получило в эти годы
Так и гора Старцева получила новое веяние, связанное с романтическим взглядом с горы на левобережье Камы, где-то там в дымке находится седой Урал, мощный экономический район, с бажовскими сказками, с туристическими тропами.

Окоянная гора



Мыдлань гурезь - гора наоборот (окоянная гора) - так называется холм, в районе деревни Адам, Глазовского района Удмуртской республики.

Местные жители до сих пор запрещают своим детям ходить на нее. Считается, что она не просто "водит", но даже способна убить.

Это место, несмотря на дурную славу, числится у жителей города лучшей зимней горкой. В течении последних лет на ней насмерть разбилось несколько человек, а сколько покалечилось - и не сосчитать.

По мнению археологов на ней находился могильник эпохи раннего средневековья, но его границы до сих пор не определены.

По преданиям свое название гора получила от ручья, который проложил свое русло на север, тогда как остальные несли свои воды на юг, в русло Чепцы.