Кездурский водопад в Удмуртии

Попроси человека назвать известный водопад, тебе сходу расскажут об африканском гиганте Виктории или о Ниагарском в Америке. Самые продвинутые вспомнят российские – «Кивач» в Карелии, «Илья Муромец» на Курилах и «Чегемский» в Ставрополье.

Для всех водопадов главные из условий – перепад высот для отвесного падения воды и неразмываемое дно, лучший вариант – каменистая поверхность. 

В Удмуртии с камнями туго, спрессованные песчаники в лучшем случае. А, чтобы ещё и ручей присутствовал, тут к берегу Камы обратиться нужно.

И один из камских – это, конечно, Нечкинский водопад на территории одноимённого национального парка. Там ручей, пробегая по урочищу, попадает на глыбы песчаников и падает с высоты полутора-двух метров. Вполне можно под него встать и принять омовение. 

Другое дело водопад в самой южной точке Удмуртии, недалеко от Зуевых Ключей. И, конечно, Кездурский водопад.

Мой университетский товарищ, преподаватель ботаники, рассказывал об особенностях залегания грунтовых вод на склонах холмов и оврагов, которые приводят к образованию, так называемых, вертикальных болот. И явление это характерно, в основном, для Удмуртии с её многочисленными ветками («Вай» по-удмуртски) ручьёв.

Склоны в таких местах до того пропитаны влагой, ткни палкой, родник забьёт! И родники пробивают себе дорогу не в одной точке, а по всей площади насыщения.

А если повезёт, и на склоне обнаружатся твердые породы – аргиллиты (твёрдые глины), песчаники (сцементированные пески) или мергели (известково-глинистая порода), то и родник, используя их как трамплин, ниспадёт водопадом!

И зуевоключинский и Кездурский водопады имеют именно такую природу происхождения – склон крутого яра перенасыщен водной массой, и родниковые воды пробивают себе дорогу среди аргиллитов и песчаников, низвергаясь непрерывным грохотом.

Кездурский водопад на каждой странице в интернете. От меня туда-обратно пятьсот километров. Да и зима наступает. Но поехал. Ель просится на фотоаппарат, что недалеко, в Сосновом Бору. Исток Камы – святое, туда нельзя наскоком. И с людьми пообщаться, много интересного расскажут.

В Сосновом Бору - «Живица», рядом дом растёт. Каменщик кирпичи любовно кладёт, песнею выводит.
«Не проехать тебе до ели, грязновато будет. А водопад в Кездуре легко найдёшь, на знак дорожный ориентируйся, возле него тропинка будет, она не зарастает, многие туда ходят».

В Кездур не заезжаешь, по дуге обходишь деревню, и тут же, в ста метрах, треугольный дорожный знак. Снега, однако, как хорошей зимой. У меня в районе такого ещё нет!

Следы, ведущие к водопаду, легко читаются, можно и на машине спуститься. Но ни к чему! Деревья свечами стоят, лишайниками покрыты, признак высокой чистоты воздуха. И нарастающий, милый сердцу, шум!

Вода кипит, пенится, рвётся наружу. А высвобожденная, стремится потоком упасть и свободно по низине дойти до реки.


Ладошку протянул – тут же вверх по руке пробежала, рукав обмочила, вернулась к себе. Серебрится в падении. Наверху, среди нависших корней, пробиваются росточки-роднички, пробуют силу. Завораживает. Бег времени зримо ощущаешь, чувствуешь, как оно течёт.


Глина спрессованная разноцветной мозаикой сопровождает поток. Вперемешку с камнями устилает дорогу. В руки возьмёшь, чуть прохладная на ощупь, тебе энергию придаёт, успокаивает.

Пару камней подобрал. Они, устав бороться, потоком снесены в самый низ, мхом покрылись.

С собой взял, бег времени остановил.

Автор текста и фото А.А.Кондратьев