Путешествие на исток Вятки в Ярский район Удмуртии

2017. Раннним солнечным июльским утром  мы отправляемся на поиски достопримечательностей ярского района Удмуртии. Цель нашей краеведческой поездки – поиск и описание самых интересных и красивых мест нашей Республики, поиск ответа на вопрос - куда съездить в Удмуртии на машине самостоятельно, что посмотреть в Ярском районе.

Решили сразу же ехать на исток Вятки. Посетить сразу нашу главную цель. Заодно выясним проходимость пути. Спрашиваем у местных дорогу, говорят – попробовать можно.

Едем через благоухающие поля. Цветы здесь пахнут как сумасшедшие. Медовый клевер,алый иван-чай, душистый зверобой и классическое летнее разнотравье русского поля.

Две машины дошли до Малагово. Местные женщины, работавшие неподалёку, подтвердили направление на Перелом, упомянув про болото с черникой и клюквой. Нам хватило воды и без болота. Через сотню-вторую метров колея радостно приняла первую машину, времени вызволить её мы потратили более часа.

Путь непростой: идем по заболоченному лесу, то и дело обходя лужи. Пешком шли среди звенящих комаров с паутами и давящего запаха разнотравья.

Железнодорожную насыпь встретили с восторгом. Судя по километровым столбикам, осталось километр-полтора. Кто хаживал по шпалам, нас поймёт: две шпалы – семенишь, через шпалу – не у каждого ноги длинные. Где возможно шли по обочине. Радуемся, ведь по рельсам идти проще! Железнодорожную насыпь встретили с восторгом. Судя по километровым столбикам, осталось километр-полтора. Кто хаживал по шпалам, нас поймёт: две шпалы – семенишь, через шпалу – не у каждого ноги длинные. Где возможно шли по обочине.

Представляю ваше недоумение, однако наша беспечность объясняется просто - электрички в этой направлении ходят всего лишь раз в день. Как раз на обратном пути мы застали и поприветствовали одну из них.

Идем по путям. Жарко. Делаем остановку и, сидя прямо на рельсах, пьем чай с пирожками.

Идем дальше, и вот, наконец, слышим радостный крик: «Мы видим стеллу!».

Искомый арт-объект «Исток реки Вятки» увидали за поворотом. Белыми кубами бетона, выложенного столбиком в виде колоса, «Исток Вятки» расположился справа от моста железной дороги. Это не сам исток непосредственно. Это для туристов, нашедших силы дойти сюда.Бобровая плотина серьёзно перегородила речку, тёмная вода заполонила пространство, идти вверх по течению не в нашем случае. Собственно стеллой наше путешествие к истоку Вятки и ограничилось. Дальше пройти было невозможно – тропа безнадежно заросла, вокруг вода, а в нашей группе женщины и ребенок. Да и сапог резиновых, высоких, в которых не страшно ходить по болоту, у большинства участников нет.

Фотографируемся с флагами, отмахиваясь от комаров, слепней и паутов.

Желающие разуваются и заходят в воду. Вода, кстати, удивительная – совершенно коричневая с илистым осадком.

Отдохнули – и в обратный путь. Снова на 1,5 часа рельсы, заболоченный лес и мошкара…

Следующим пунктом нашей программы было село Елово, где находится самая старая православная церковь Удмуртии 1859 года постройки.

Дух захватывает и переполняет сердце клубок-сплетение чувств при виде этого храма, когда-то величественного, а ныне заброшенного, зарастающего травой и деревьями.

Внутри – гулкое пространство с ответвлениями, «комнатами». Робость охватывает на входе в пустое помещение, некогда служившее алтарем. В действующей церкви заходить туда нельзя никому, кроме церковнослужителей. Дверь (всего лишь!) открывается на пасхальной неделе. А здесь – пустая гулкая комната без дверей.

На одной из стен висят современные иконы. Одна из них вышита бисером, по-видимому, одной из местных рукодельниц. Люди не бросают это место, надеются на восстановление церкви.

Дальше едем выбирать место для ночевки. Доезжаем до Чепцы и замираем от восторга. Какое красивое тут место!

Мы стоим на склоне, поросшем луговым разнотравьем, а под нами петляет, отливает синевой красавица-Чепца. Вода, кажется, совсем не течет – не колышется, стоит на месте. Мягкий закатный свет ложится приглушенными красками на воду, склоны.

Вечерний пейзаж завораживает. Но! Берега высокие. Если местные купаются, то явно где-то в другом месте.

Но…все очарование портит два больших минуса:

- первое - концентрированный запах коровьих экскрементов и близость к деревне.

- второе - вся поляна как на ладони. Ночевать под прицелом местных жителей опасно.

Едем дальше. Теперь надежда на село с заманчивым названием Озерки, вокруг которого по описанию, должны быть многочисленные озера. На деле оказывается, что озера – это всего-лишь старицы – заболоченные старые русла Чепцы.

Наконец, выезжаем к какой-то небольшой реке, и ставим лагерь. Комары нас не щадят, а репелленты, кажется, отпугивают своим запахом только нас друг от друга.
На скорую руку ужинаем и сразу без посиделок расходимся по палаткам.

Утро встретило нас солнцем. После завтрака мы поехали на поиски ягодного болота. Велико было желание Александра найти морошку! Переходим вброд небольшой овраг и идем по густому лесу, убирая с лица паутину.

"Дайте мне полчаса, и я найду морошку!" - заявил Александр Кондратьев  в ответ на наше нежелание идти дальше. И ведь не обманул, нашел! Принес нам на пробу. Пока он искал ягоды, остальные в теньке на дороге, ведущей в лес, кормили комаров. Подкрепились, поехали дальше.

Следующая остановка - снова пудемский пруд.

Хочется купаться и пообедать, так почему бы не совместить это, решили мы. Обустраиваемся на обед прямо возле здания пудемского завода, перед лестницей на пруд. Перед обедом мороженое, на обед - макароны с тушенкой, после - арзбуз, а некоторые после этого еще купаться пошли!

Выезжаем за село и видим источник и часовню Трифона Фятского - небольшое полуразрушенное (а возможно, просто недостроенное) здание. Источник - в маленьком домике под горой. Спускаемся, умываемся и возвращаемся в машины.

Следующая остановка - село Укан. Какие здесь виды! Река Лекма, извиваясь, словно танцует перед тобой. Переливается на солнце водная гладь, жужжат пчелы, а голову дурманит запах луговых цветов!

Перед Спасским храмом, восстановленным в 2009 году, прямо под березками - скамейка со столом, удобно. Сидим, любуемся видом, думаем каждый о своем.

После спускаемся к роднику, где в прохладной тени сосен, сидя на скамеечке доедаем арбуз, обсуждаем впечатления от поездки и прощаемся.

От деревни Малое Малагово, кто захочет повторить, до «Истока Вятки» один час сорок минут ходьбы в одну сторону. С комарами.