Весна в полном разгаре лишь на календаре. Ночью мороз сковал редкие лужицы, автомобили в инее. Воскресный день середины апреля встречает тебя снегом и метелью. Солнце скрыто тучами, ощущение глубокой осени.Начинаем наш новый сезон путешествий. Путь лежит в южный район Удмуртии, где чудом сохранился, сквозь тернии откровенного противостояния и давления со стороны власти в недалёком прошлом, обычай защиты всех членов рода удмуртов.
Духовная сплочённость, материальная помощь, единая поддержка всех и вся – это не на показ, этим не кичатся, не хвастаются.
Это образ жизни, это уверенность в твоих соседях, в их доброжелательности и бескорыстии.
Так сложилось исстари и продолжается сейчас.
Вспомните девяностые годы, когда экономика гнула и ломала сельскую жизнь, колхозы банкротили, поля зарастали. Сегодня близ Ижевска почти нет ни одного сохранившегося хозяйства – Постол, Норья, Подшивалово! Где колхозы? Где домашний скот? Нет их! Нет работы – нет … детей! Да! В сельских школах учеников наберётся всего лишь 40-50 человек со всей округи.
И возьмите удмуртские деревни, где традиционен родной язык, где уклад жизни не меняется годами в хорошем смысле слова. Где по-прежнему пасут домашних коров, и в школу ходят свыше ста учеников.
Мы впервые посетили Кузебаево год назад. Аккуратно, не нарушая заповедей, побывали в молельном месте. А затем, созвонившись, договорились о встрече и вновь приехали в апреле 2017 года.
Перефразируя Шурика из «Кавказской пленницы»: «А я-то мечтаю записать какой-нибудь старинный обряд, а участвовать в нём, ну это было бы совершенно великолепно!», нам разрешили присутствовать во время обряда, мы прикоснулись к таинству, и мы, не ошибусь, испытали на себе его стороннее действо.
В прошлом году, находясь на территории святилища, оставили в дар духам нашу пищу – привезённые из Алнашей перепечи. А ещё мы увидели птицу.
И нам повезло – нашлись вещи, что неделю не могли отыскать, и с ночёвкой всё определилось именно как нельзя лучше.
Сейчас я долго не мог разжечь костёр - и дрова сухие, и в качестве опахала я безостановочно использовал полиуретановый коврик-сидушку. Ну, никак!
Пока мне не принесли огонь от жертвенного костра. Вот тогда наш костёр занялся, и каша, наконец, зарумянилась.
Мы не претендуем на полновесное описание всего обряда. Большая часть которого нам и не понятна. Более того, весь процесс пронизан таинством и молчаливым исполнением воли предков.
Главный жрец ВОСЯСЬ и три его помощника молча испрашивают разрешения начала священнодействия.
Затем молча шествуют в куала, куда посторонним вход запрещён.
Именно там в центре расположен жертвенный очаг. Именно там обращаются в безмолвной молитве к верховному божеству ИНМАРУ, испрашивая для своего многочисленного рода здоровья и благополучия.
Для ВСЕХ просят, окропляя жертвенной кровью огонь – символ охранителя родового и семейного благополучия и счастья.
Сваренную на костре кашу раздадут присутствующим, принесённый с собой хлеб освятят своими, неслышными нам, молитвами.
Эту же кашу в обязательном порядке увезут с собой и раздадут всем членам рода. Через кашу ты получишь защиту божества, намоленную жрецами.
Ты можешь принести свою утку и передать её в руки жреца (утка является религиозно-мифологическим почитанием у большинства финно-угорских народов). Индивидуально для тебя Восясь и его помощники проведут обряд жертвоприношения.
Именно им дано право в течение года общаться с высшими силами и просить за тебя покровительства. Для обретения духовной силы им переданы атрибуты ритуальной одежды – специальные пояса ПУТО и серебряный перстень.
По окончании ритуала общее моление в знак благодарности Инмару за принятый дар. Жертвенный костёр сжигает остатки трапезы, чтобы «дым поднимался кверху, к Богу, и он заметил, что мы молимся».
Капли кумышки вылиты в огонь, вымыта посуда и еловыми ветками убраны дочиста полы.
Утром, подъезжая к Кузебаево, мы «привезли» с собой совершенно февральскую метель.
Мы предполагали трудности и были готовы следовать пешком весь путь. И здесь… мы увидели трактор, что выруливал из-за поворота.
Это был «наш» трактор, мы про него знали и глубоко в душе надеялись на его появление. И он появился! Одна фраза трактористу: «Мы были у Валентины Кузьминичны», и тракторист в ответ: «Это моя сестра». И мы были приняты – для нас опустили борт, поставили лестницу, поехали.
В течение времени, что находились внутри святилища, к нам отнеслись совершенно по-родственному. Напоили чаем, угостили кашей.
Мы внимали процесс, не упуская детали, молчали, когда нужно молчать и деликатно спрашивали про непонятное.
Полоса отчуждённости растаяла, мы говорили обо всём. Нас пригласили на июльский обряд, на Петров день, когда будет солнечно, тепло и много народа. Когда столы общественные полны угощений, и ты чувствуешь защиту своего рода через моление жрецов, через поддержку и признание Инмара.
Мы уезжали домой, а на обочине дороги сидели, провожая нас взглядом, незнакомые птицы.
Текст: А.А. Кондратьев
Фото: Александр и Влад Кумачевы
Родовое святилище – Быдӟым куала (Великая куала) – культовое сооружение, возведенное для почитания покровителя семьи и рода. Нам довелось посетить это святилище на юге Удмуртии.
Оно расположено примерно в 3 километрах от д. Кузебаево Алнашского района, около глубокого оврага, по которому течет маленький ручеек. Священная роща, где находится куала, огорожена, имеется специальная калитка для входа в нее. Также на территории рощи имеются столы и лавки, видны следы от костров.
Моления в родовом святилище проходят 3 раза в год: в день Великой Пасхи, в Троицу и Покров день (14 октября). Жрец и каждая семья приносят в жертву утку, прося благополучия себе и близким.
Сама куала представляет собой срубную постройку из бревен с двускатной крышей без окон. Внутри, по предположению нашего экскурсовода, имеются очаг и лавки, расположенные вдоль стен. Сама куала была закрыта.На территории рощи растут высокие вековые деревья, отличающиеся различными несколько аномальными наростами.
Место имеет налет таинственности и оставляет впечатление глубоко камерного места, где чужие люди нежелательны. Существует запрет вырубки деревьев из рощи, в противном случае неминуемы болезни или даже смерть. Нельзя за пределы рощи ничего выносить.
Тот факт, что крещеные на сегодняшний день удмурты не забывают о покровителях своего рода, говорит о преемственности поколений и глубокой духовной культуре этноса.
Автор: Ирина Назмутдинова
Фото: Юрий Гаврин