Удмуртия. Путешествие в Можгинский район: исток р.Чаж, удмуртские язычники и молельные горы

Исток реки Чаж, удмуртские язычники и молельные горы

Начнём с того, что путь до села Алнаши мы избрали не классический - «Ижевск-Можга-Алнаши», а через Агрыз. Но и там свернули с проторенной трассы, и ушли вдоль реки Чаж на Табарле и Дятлево.

Река Чаж в нашей поездке ещё появится, а косогор с глинистым спуском возле Дятлево мы назовём «Перевал Дятлова». Для себя отметили, что река Чаж в этом месте вполне судоходна и может служить отправной точкой для маршрута «Чаж-Иж».

Дорога проходила по Татарстану, мы радовались за соседей – асфальт подходил к каждому населённому пункту. Но стоило эту мысль озвучить, как асфальт закончился, пошла гравийка и машина моментально покрылась слоем грязи и песка.

 

С редкими встречными машинами опасно разъезжались, прижимаясь к обочине. Обочины как таковой не было, начиналась высокая стена снега, хоть и южный район, но во власти зимы. Весну подтверждали грачи да чибисы, снующие вдоль дороги.

Спуск возле деревни Дятлево, что мы, иронизируя, назвали «перевалом», был опасным, неприглядным и привёл к резонному вопросу: «А не вернуться ли нам обратно на асфальтовую дорогу?» На что я, сидя в штурманском кресле, зажмурившись, ответил: «Мы уже в Удмуртии, осталось всего ничего. Едем!».

И мы проехали. Но вот стоило расслабиться, поверить во всесильность и получи. Пятиминутная остановка на обочине на предмет «выпить чаю, закусить и проверить наличие сокодвижения у ближайшего клёна» занесла нашу машину столь неотвратимо вниз в вязкий снег, что мы серьёзно подумали о тракторе.

В качестве тягловой силы использовали мужской пассажирский арсенал и, включив заднюю передачу, медленно-медленно аккуратно вышли на асфальт. Уффф!

В дальнейшем наше продвижение не носило столь напряжённых моментов. Если только в самой деревне Кузебаево, переваливаясь через железную трубу, играющую роль водостока, мы, пассажиры, дабы избежать последствий, вышли из машины, облегчив её вес. Да на обратном пути, выезжая, свернули ошибочно влево, и вышли на трассу «М-7» ниже села Алнаши.

 Это дорога. Она уже интересна тем, что ты вырвался из объятий мегаполиса, ты вдыхаешь весенний запах и сапоги твои полны талого снега.

Мы приехали в Кузебаево, Алнашский район. Где живёт язычество, обряды и моления в священной куале. Где поклоняются Инмару, ежегодно избирают жреца с помощниками и свои традиции передают по отцовской линии.

За час до нашего приезда свершилась жеребьёвка – избран ВОСЯСЬ («о» с точками) и три его помощника на этот год. Местные жители начинают привыкать к своей известности. Но доля настороженности, какой-то застенчивости в их взглядах, присущая, я думаю, удмуртам в целом, всё же читается.

Мы просидели два часа в гостях у Валентины Кузьминичны, пили чай с вареньем и угощались разносолами. Учитель немецкого языка в недавнем прошлом, Валентина Кузьминична поведала об истории и действительности чудом сохранившегося уголка столь непривычного для слуха вероисповедания.

Нам продемонстрировали священный пояс ПУТО и серебряный перстень с вмонтированным серебряным же царским рублём – обязательными атрибутами священнодейства Восясь.

 

Нам поведали о других направлениях язычества - когда деревни, объединяясь, совершали свой молебен только в своём месте, со своими правилами и принося в жертву своих, отличных от соседей, животных.

Здесь главное – не переступить грань дозволенного, не обидеть ненароком, не сломать хрупкое доверие. Напоследок, в подарок, букет ароматнейшей душицы для заварки травяного чая.

Впереди источник на реке Чаж, что утром повстречали и про судоходство которой говорили.

Деревня Старый Березняк с её таинственным перекрёстком на берегу пруда, где теряются люди во времени и пространстве.

И молельные горы деревни Водзя имеющие строгие геометрические формы и насыщенные выходами известняка.

 

 

 

 

Текст: А.А. Кондратьев

Фото: Юрий и Ирина Гаврины