Мурадымовское ущелье глазами участницы Марины Семёновой

Эта статья о пешем походе в Мурадымовское ущелье и на Стерлитамакские шиханы. Итак, по порядку.

День первый

Ехать до места встречи мы решили на своей машине. Оставили ее прямо на парковке у магазина «Старик Хоттабыч». Хотя потом выяснили, что можно оставлять автомобиль около базы «Ижсплав», которая находится неподалёку, что очень удобно.

Загрузились в комфортабельный микроавтобус, познакомились с группой и инструктором, послушали инструктаж и отравились в путь.

Ехали ночью, поэтому дорога до Башкирии показалась короче, чем обратно.

Приехали в Мурадымовское ущелье рано утром, солнышко ещё было за скалами, и на улице был натуральный мороз. Мы срочно залезли в рюкзаки, в поисках тёплой одежды, так что не убирайте её на самое дно. У нас это была «пещерная» одежда и шапки детям.

Пока ждали открытия парка, быстренько приготовили сытный салатик на завтрак. Надо сказать, что походное меню удивило и порадовало разнообразием. А столько вкусняшек я дома себе вообще не позволяю.

Ущелье огорожено и ухожено. Это какое-то невероятное сочетание дикой природы и туалетов через каждые сто метров. Вход в парк стоит всего 90 рублей в сутки, а если без ночевой, то, вообще, 75 рублей. На входе можно купить вязанку дров и заказать УАЗик, чтобы он довез ваши вещи до желаемого места. А места там... видимо-невидимо. И места для стоянок снабжены столиком со скамейками под крышей, оборудованным кострищем и мульдами для мусора.

Через все ущелье, извиваясь, бежит речка с чистейшей прозрачной водой и рыбками. На речке мы умывались, брали воду для мытья посуды, а некоторые даже купались (так что берите с собой купальники).

Приехав на место, мы поставили палатки, перекусили и, закинув в рюкзаки тёплую одежду, резиновые сапоги и фонарики, отправились в Новомурадымовскую пещеру.

По дороге речка Большой Ик несколько раз пересекала наш путь, но мы скидывали кроссовки и смело шагали по галечному дну реки, по щиколотку в ледяной воде. Обалденный массаж стоп, хочу заметить.

Чтобы попасть в пещеру надо было подняться по пологому лесному склону. В пещерах — глина, лужи и холодно (+8 °С), поэтому лучше одеваться в теплые штаны и куртку, которые не жалко запачкать. Поверх мы ещё одевали дождевики, места в рюкзаке они почти не занимают, а основную долю глины берут на себя.

Мы брали с собой в поход резиновые сапоги. Они с трудом впихнулись в рюкзаки, а потом их надо было нести с собой до пещеры. На месте же оказалось, что на входе в пещеру выдаются сапоги самых разных размеров. Правда, детских я там не увидела.

Кроме сапог, там, к тому же, выдают каски с фонариками.

Ещё одна нужная вещь в пещерах — это перчатки. Обязательно берите их с собой, они еще и на подъемах пригодятся.

На входе в пещеру меня ждал сюрприз, в отличие от «оборудованных» пещер, в этой пещере спуском является крутая металлическая лестница, отвесно уходящая в темноту. Именно в этот момент я поняла, куда мы попали, и сердце мое наполнилось восторгом:))). Мы видели летучих мышей, скользили по глине, держась за веревку, шлепали по лужам почти километр, пили родниковую воду, бросали монетки хозяину пещеры и, конечно же, восхищались красотой узоров и форм.

Вернулись в лагерь тем же путем, пообедали, передохнули, переоделись и снова пустились в путь. В этот раз мы поднялись на склон ущелья, на высоту 385 м.

Подниматься по склону удобнее всего в длинных лёгких штанах и футболке с длинным рукавом, чтобы высокая трава и колючки до вас не добрались. На ногах — неубиваемые кроссовки, на голове — бейсболка/кепка.

Вид на ущелье сверху, конечно, потрясающий! Там мы повосхищались, погуляли, отдохнули и спустились в лагерь.

День второй.

На следующий день, сделав зарядку и позавтракав, мы пошли покорять Голубиный грот. Для этого надо было снова подняться по скале. Снизу казалось, что это вообще невозможно, но, шаг за шагом, мы оказались наверху в небольшой пещере. В глубине грота есть лаз высотой сантиметров сорок, через который можно попасть в соседний грот с несколькими слепыми ходами в разные стороны. Переодевшись в «пещерную одежду» и нацепив налобные фонари, мы пробрались туда, в прямом смысле слова, по-пластунски и даже нашли письмена. Эти ощущения слияния с дикой природой, прикосновение к истории, щекочущее чувство опасности оставили незабываемые впечатления!

Обратно из пещеры мы выбрались довольные и чумазые с ног до головы)))

В лагере мы пообедали, сложили палатки под теплым дождиком, вернулись в наш автобус и поехали на Стерлитамакские шиханы.

Уже под вечер, проехав через шихан Торатау, посмотрев издали на остатки разработанного шихана Шахтау и полюбовавшись самым большим по площади двугорбым шиханом Куштау, мы добрались до четвертого, самого северного, шихана — Юрактау. Его-то мы и решили покорять. Склон этого шихана оказался самым сложным для меня. Довольно крутой, заросший колючками и кустарниками, он нам дался не так легко, как предыдущие, но это того стоило.

Поднявшись на вершину, на высоту 340 м, нам открылся прекрасный вид на долину, бегущую по ней речку и закатное небо. Кроме нас, на вершине оказалось довольно много туристов и местных любителей прекрасного. Туда поднимаются и влюбленные парочки, и семьи, и молодежные компании.

Чтобы спуститься по другому склону, мы пошли по хребту, по узкой, но утоптанной тропинке. Невероятное чувство, как будто идешь по лезвию ножа на огромной высоте.

Когда мы спустились и вернулись в лагерь, уже стемнело. Мы, теперь уже «опытные», быстро разложили палатки, обустроившись у подножия холма и поужинали.

А на утро мы снова собрались и отправились на Голубое озеро.

День третий.

Это озеро — родник. Его глубина составляет 28 м, а вода в нем, и правда, голубая и очень холодная. Около озера есть небольшие живописные скалы, забраться на которые нам, «закаленным» туристам, уже не составляло труда. А наверху оказалось множество маленьких пещерок и ходов, в них мы тоже полазили, конечно))

Вот и подошло наше путешествие к концу. Пообедав, мы сели в автобус и отправились домой. Казалось бы, прошло всего три дня, но они были настолько насыщенными, что мне показалось, что меня не было в городе неделю. В понедельник на работу я вышла как после отпуска, отдохнувшая, напитанная новыми впечатлениями, полная сил и планов на новые походы. Спасибо большое организаторам и нашему инструктору Ане за знакомство с новым для меня видом активного отдыха.