Река Агидель (она же река Белая) глазами участника сплава!

Многих постоянных туристов клуба Ижсплав я еще не знал в лицо, некоторых видел только в интернете. Так и с нашим руководителем Дмитрием Алексеевичем Кузьминых: когда я его увидел, сразу вспомнил, что мы виделись на библионочи, он показывал игру «Медвед», похожую на игру в покер. Тогда он выглядел как карточный шулер. А по стилю общения напоминал ведущего передачи «Вечерний Ургант», поэтому я назвал его Ижевским Ургантом.

Полина провожала нас как членов своей семьи, с нескрываемым волнением. В дороге были долго, на обед останавливались в трактире, где познакомились со скалолазами, побывавшими на Эльбрусе. На полголовы выше меня и шире в полтора раза, они рассказывали о вершинах гор так же легко, как если бы ребенок побывал в детском городке. Прибыли на место ближе к обеду и приступили к постройке катамаранов и приготовлению обеда. Компания справлялась и без меня, поэтому я успел подняться на две вершины возле деревни. Красивый вид оттуда открывается. Пока готовились к спуску на воду, встретили пиратский катамаран с флагом Веселого Роджера на мачте. «Есть ли у вас золото?» — крикнули они. Сражаться не пришлось: у них закончился бензин и они не смогли завести мотор. Наше золото спасено! Когда я узнал, какое расстояние нам придется проплыть за этот поход, я понял, что это матрасный сплав — можно вообще не грести и плыть по течению. Было очень много туристов в эти праздники. Кое-с кем договорились обменяться: парней на девушек, только вот исчезли они куда-то потом. Я остался без невесты. По пути нам попалась так называемая «Лысая гора» — все деревья на ее склоне повалены в одну сторону, словно ураганом, но вопрос вызывали отдельно стоящие деревья на этой же поляне. Я назвал это явление Башкирским феноменом, по аналогии с Тунгусским феноменом. Расположились на комфортной поляне, где поймали четырех клещей. Долго сидели у костра, жарили сало, делились историями. Команда ушла спать, а мы сидели еще долго, до рассвета, травили приколы. Мы опасались, что людям спать мешаем, а они видимо вырубились так, что даже не слышали нас. К рассвету на реке был такой густой туман, что противоположного берега не было видно. Утром проснулся от голоса Дмитрия (руководителя)
— Подьем, пора на гору!
Я даже не понял, про какую гору он говорит. Забыл уже под впечатлениями ночных посиделок.
Подьем на гору был не такой уж сложный. Сверху мы видели лагерь других туристов на поляне. Они наблюдали за нашим подьемом. Позже, на вершине к нам присоединились суровые туристы из Челябинска. И кстати, да, они подтвердили тот слух, что челябинцы не постригают ногти, они кладут их на рельсы и ждут, когда проедет поезд. И еще: когда клещ кусает челябинского туриста, заболевает не турист, а сам клещ! Женщины спросили:»Что же вы красные труселя-то не заметили?» Да вроде не видно было среди них ни Дулина, ни Михалыча, да и труселя под одеждой были скрыты. Подьезжая к горе, похожей на стог сена и где находилась небольшая пещера, мы увидели оранжевую точку почти на вершине горы. Сначала не придали этому значение, пока не заметили, что эта точка движется вверх. Кто это такой рисковый нашелся?
На следующей нашей стоянке, на поляне стояли очень много туристов. Почти весь берег был забит катамаранами, а на поляне стояли палатки. В пещеру пока было бессмысленно идти: даже снизу было видно, что у входа слишком много людей. Возвращающиеся оттуда нам сказали, что наверху 20-30 человек снаружи и внутри. Мы поднялись туда уже ближе к сумеркам, когда из пещеры ушли последние посетители. Готовились серьезно и основательно: надели каски, налобные фонарики, оделись тепло. У входа в пещеру краткая инструкция по технике безопасности, фотография.
По рассказам стало понятно, что там, где пещера сужается подобно горлышку бутылки, мне делать нечего. Если Дмитрий едва протиснулся в эту дыру, то с моей комплекцией даже пытаться не стоит. Поэтому мы с Натальей погуляли по пещере и пошли обратно, позже к нам вышли еще двое. Остальные пошли до конца. Когда мы спустились к лагерю, двое оставшиеся увлеченно разговаривали с туристом из другого лагеря. Я решил пошутить над ними и сказал, что наши все, заблудились. Ноль реакции. Второй только подошел ко мне и спросил фонарик, который он давал. Долго мы ждали возвращения наших. Вверху было видно, как мелькают иногда свет от фонарей — это были другие группы. Наконец, вернулись и остальные — довольные и грязные. В баню мы пошли уже в полночь. Особенно девушки были этому рады, после подьемов на горы и лаза в грязную пещеру. На следующий день у нас был сплав километра два и остановка в парке Шульган-Таш. Прогулялись по музею, посетили пещеру. В музее бортничества нам провела экскурсию красивая девушка с красивым именем, в переводе с башкирского оно означало «Утренняя звезда». Утренней звездой обычно называют Венеру. Любят башкиры своих женщин, красивые имена дают дочерям. В музее меня также удивил домик из коры дерева. А пещера после «Сказки» как-то не впечатлила. Провели краткую экскурсию, а аккустический зал и настоящие рисунки древних людей — уже за отдельную, немалую плату и по одному. Это и понятно: неконтролируемая толпа в аккустическом зале, где эхо повторяется 12 раз может привести к непредсказуемым последствиям. Да и рисунки могут пострадать — одна девушка экскурсовод не сможет за всеми проследить и со всеми совладать. Повезло нам с погодой: дождей не было на протяжении всего маршрута, был даже жаркий день, мы успели загореть, а тут дождь пошел уже когда мы заканчивали собираться и грузили последние баулы. По дороге мы наблюдали за мощным ливнем вдали и скоро он настиг нас, но было как-то уже пофигу, мы в машине, под крышей
Снова долгая поездка. Ночью опять спустился туман. Земли не было видно, только верхушки деревьев торчали из тумана, а вдали поля сливались с небом и непонятно было, где туман, а где тучи. Приехали мы уже к рассвету, полные впечатлений. Девчонки уже обсуждали планы на следующий поход.