Осенняя поездка в Пермский край: Каменный город, пещеры Сухого лога, Усьвинские столбы

Горы, выглядывающее из-за них осеннее солнце и снег — первое, что я увидела, открыв глаза.
Суббота, 5 часов утра. Я на Урале. Еду в автобусе, который следуя изгибам дороги, поворачивает то так, то этак, показывая мне пейзажи один интересней другого.
Внезапно захотелось сменить обстановку. И тут же предложение от команды «Ижсплав» поехать на Урал. Недолго думая, собираю сумку и вперед!
Вот мы и на месте. Первое, что поражает воображение — много снега. Слишком для октября много. Вчера в Ижевске была еще осень, а тут, на Урале — уже зима. Снег на земле, на деревьях, странных бетонных сооружениях... Я мерзну, хорошо, что взяла пуховик.
Выходим из теплого автобуса, как же холодно! Достаем газовую горелку, продукты. Здесь, на повороте, где грунтовая дорога уходит от трассы в сторону каменного города, стоит беседка. В ней и готовим завтрак.

Позавтракали, оделись потеплее и вперед, на покорение каменных джунглей!
Дорога заиндевела, кое где попадаются замерзшие лужи, но, поскольку, грязи нет, идти легко.

Дальше дорога выложена деревянным помостом и кое-где отдельными круглыми спилами.

Идти неспешным шагом минут 10-15. Вот мы и на месте. Читаем информационный стенд.

Идем по направлению к каменным фигурам. Первое, что поражает — их размер и необычная форма.  Черепаха, страж — как я узнала позже самые узнаваемые фигуры этого «города». Есть тут и улицы, и даже «проспекты» — широкие прямые, и правда, как будто спланированы архитектором.

Вперед, на покорение «Черепахи». Подъем наверх оказался не таким легким, но, с помощью инструктора Ивана и мужчин-участников, наверх забрались все.

С высоты — красиво! Просторы. Душа словно вылетает из тела, кружится над засыпающими лесами, каменными глыбами, летит к дорожному повороту..

И все же, не стоит забывать о безопасности — наверху скользко.«Куда, жить надоело?» — кричат мне люди из нашей группы и спешат вытянуть с края обратно в центр камня.

Обратный путь на безопасную тропинку преодолевается легче. Успеваю сделать несколько памятных фото.

Проходим по одной из «улиц». Постоянно удивляюсь снегу (напомню, середина октября!) и фотографирую то сосульки, то заснеженный мох или елки.

Заходим в какую-то пещерку. Внутри просторно,

Еще интересные осенне-зимние пейзажи: снег, камень,зелень…

Нагулявшись, возвращаемся. Стало заметно теплее, дорога подтаяла, появилась грязь.

Вернувшись к автобусу вижу...почки на вербе. Октябрь! Снег и почки...

Кто-то напугал нас тем, что на следующей стоянке дров не будет. Собрали на этой, везем.

Прибыли на место, откуда пойдем в пещеры и где заночуем — Сухой лог. Где-то вдалеке город-призрак Юбилейный.

Обустраиваем лагерь: собираем теплую палатку, варим обед.

После плотного обеда хочется в пещеру! Но, перед тем, как отправляться в путь тщательно экипируемся.

Идем, местами продираясь через высокие заросли сырой из-за дождей и снега травы. По пути видим еще несколько пещер.

Может нам нужна эта? Нет, не эта…Продолжаем путь.

А вот это место кажется знакомым. Крест…Точно, такой я видела на фотографиях перед поездкой! Пещера «Геологов — 2». Туда нам и надо.

В самой пещере фотографии получились не очень хорошие. Сказывается недостаток освещенности и отсутствие навыка фотосъемки в темноте.

Лирическое отступление. В пещере время словно останавливается. Жизнь, если она внутри есть, идет в своем ритме. Это был мой третий подобный опыт посещения пещер, когда местами приходится лезть на четвереньках, где-то, извиваясь всем телом, попадать в узкий лаз, где-то идти в темноте или подниматься-спускаться по веревке. И каждый раз, выйдя из пещеры, я думала: «Чтобы я, да еще раз на это пошла? Никогда!». Тем смешнее, когда непреодолимая сила тянет меня из уютного дома в сырое грязное подземное царство и я, цыкнув, на внутренние протесты, снова спускаюсь собираю рюкзак.

На обратном пути мой фонарик потух, а запаска почему-то не срабатывала. Пришлось идти практически на ощуп. Вывод — всегда, всегда!!! берите с собой запасные батарейки и проверяйте их перед выходом.

Вылезаем, по другому и не сказать, из пещеры грязные, усталые, но довольные. Возвращаемся в лагерь, ужинать.
После чего часть группы с инструктором уходят исследовать оставшиеся две пещеры (время, кстати 22 ч), остальные готовятся ко сну.

Печка в палатке натоплена. Достаю свой теплый спальничек (надо же, наконец, его опробовать и при низких температурах!) и спать.

С утра опять выпал снежок. Завтракаем, считаем потери вчерашнего дня) Ребенок так старался в пещере, что надвое разорвал штаны…

Собираемся, и едем на автобусе до ж/д моста через реку Усьва. Нас ждут знаменитые «Усьвинские столбы» и самая известная их скала «Чертов палец».

Переходим мост, делаю несколько фото сверху. Вид очень красивый. Сама деревня небольшая, тихо, кажется, будто здесь никого нет, но это впечатление ошибочно. Жизнь идет, в окружении гор, плавных поворотов реки, под стук колес поездов…

По дороге к Усьвинским столбам.

На другом берегу — пещера. Вообще, путь к «Столбам» не сказать, чтобы простой, но долгий. Идешь-идешь пять километров по прямой дороге. С другой стороны, есть время подумать о жизни, помечтать, пофотографировать.

Когда мы уже почти пришли на место, оказалось, что нужно преодолеть довольно крутой подъем. Я со своей не слишком здоровой коленкой, была неприятно удивлена.

Что сказать, подъем дался мне нелегко. Хотя наверх ведет довольно утоптанная туристическая тропа. Поток туристов, попадающихся навстречу, увеличился напорядок. Вниз почему-то все такие довольные спускаются))

И глядя на детей (с нами были школьники — брат с сестрой), как они бодро шагают наверх, я собрала остатся сил и, наконец, поднялась. Панорама, открывающаяся мне с вершины смотровой площадки определенно стоит этих усилий.

Усьвинские столбы — это практически неприступные каменные колокольни, величественно возвышающиеся над петляющими водами Усьвы, с которых открываются потрясающие панорамные виды. Недаром нашумевший российский фильм «Географ глобус пропил» снимали именно здесь!

Время останавливается — есть только ты и вечная природа. Река, что огибала камни, здесь, на этом повороте, унося свои воды дальше, за много лет до меня, которая точно так же будет течь и дальше, когда меня уже не станет…

Горы тысячелетние немые свидетели множества событий людской и животной жизни…Уральские леса, уже практически готовые к зиме, неохватные взгляду, простирающиеся на многие километры вокруг…

Чуть ниже смотровой площадки находится грот «Столбовый» — палеолитическая стоянка и мастерская древних людей. Обнаруженные здесь следы пребывания и деятельности человека  датируются ХХV — XII тысячелетиями до н.э.

Устал человек, спуск тоже непростой)

Двое в лодке…

Обратная дорога показалась короче.

Вот и знакомый мост. Конец путешествия. Можно сесть а автобус, перекусить и полюбоваться уральскими пейзажами, пока…сладко не заснешь) Путешествие удалось, спасибо «Ижсплав»!