Несколько слов от известного краеведа УР о байдарках «Щука»

Сплавы в данном случае, сразу скажем, отношения к металлургии не имеют. Сплавы – от слова СПЛАВЛЯТЬСЯ. На байдарках, катамаранах, на деревянных плотах. Кому как нравится. И назовёшь ты своё путешествие походом, отдыхом или, даже, экспедицией – зависит от твоего желания и поставленных задач.

Байдарки, катамараны, те же лодки, относятся к плавсредствам, приводимые в движение только мускульной силой человека. Течение реки, конечно, играет главную роль в перемещении. Если течение это наличествует. Т.е. у тебя весло (или два весла) и ты активно используешь свои физические возможности, параллельно отдыхая и наслаждаясь окружающим миром. Отдыхать и наслаждаться позволяет как раз то самое течение, что несёт неспешно сквозь воды бытия.

«Ижсплав» появился на свет альтернативой офисному образу жизни. Медицина безоговорочно подтвердила: «Движение – это жизнь». Пять лет назад (ПЯТЬ! ЮБИЛЕЙ!) взяли и оторвали себя от уютных кресел, чашек кофе, заменив на дым костра и полчища комаров. Водные маршруты не обсуждались, вопрос стоял в выборе вариантов передвижения.

Плюсы-минусы наших байдарок. Именно на «щуках» остановились и за пять лет увеличили их количество, присовокупив к ним катамараны, что в какой-то степени сродни байдаркам-«щукам» по принципу плавучести – накаченного воздухом баллона.

«Щуки» легки в перевозке, их быстро готовишь к эксплуатации (что в условиях многочисленных комаров очень даже существенно). На «щуках» благоговейно разляжешься и предашься нирване, пока твой напарник работает в одни руки. «Щуки» проходимы на мелководье, они мягко обогнут препятствие, «перевалятся» через валун или бревно. Сидя в «щуке», ты надёжно защищён от случайной воды, будь то дождь или неудачный гребок соседа.

«Минусы», тем не менее, конечно же, есть. Это, в первую очередь, тихоходность и неуклюжесть. Любой новичок на «таймени» «сделает» тебя на раз в скорости.

«Легкоранимость» «щук» приводила, порой, к нешуточным последствиям. Представьте, прокалываешь баллон, твоя байдарка тут же оседает на раненный бок, и ты в воде – второй-то баллон держит и по закону физики опрокидывает. Хорошо, если успеваешь дойти до берега или рядом мелководье и нет заторов. Но именно в заторах и на перекатах поджидает новичков опасность.

Да, ладно! Какой сплав без экстрима, так и вспомнить будет нечего.

Новичков специально «прогоняют» сквозь различные испытания. Возьмите, хотя бы, «расчёски» — дерево, не выдержав, рухнуло в реку, но продолжает корнями цепляться за берег. Ствол – поперёк реки, ветви безвольно опущены. Вот туда-то, сквозь эти ветви и направляют новичка, сидящего впереди, на носу. Его и «причёсывает» река склонёнными ветвями.

Преимущество водных маршрутов неоспоримо, но будем благосклонны к остальным видам отдыха – и пешим, и автомобильным.

На воде ты защищён (более защищён, так вернее) от клещей, наводящих страх на пеших туристов. Комары, опять же, на открытой воде убавляют свой пыл, им с ветром бороться приходится. Не забываем о «халяве» — понежиться неглиже, пока за тебя «работают».

И, самое главное, за тебя рюкзак «несёт» байдарка. Автомобилисты это понимают. Потому и кресла с собой берёшь, столы раскладные и даже бани-самобранки.

Да, да! Есть в «Ижсплаве» и баня, и, извиняюсь, туалет переносной. А как же! Очень удобно. Не нужно по кустам шарахаться, на «мины» ненароком наступать. Утром собрался, туалет свернул, всё закопал и порядок. С животных пример берём. Барсуки, например, очень чистоплотные, обязательно определят место для своего туалета и всё за собой закапывают. Этим-то и пользуются охотники. В прямом смысле по запаху идут (тут уж никуда не денешься, запах барсучьей уборной зверя выдаёт) и ставят свои капканы.

Отвлеклись. Нужно ещё про реки сказать. Про удмуртские. О соседях — Перми и Башкирии – в следующий раз.

Кама и Вятка, хоть и начинают свой путь в Удмуртии, для «байдарочников» не первые в списке. Истоки этих рек мелковаты и труднопроходимы. А ниже по течению, в южных наших районах, слишком широки и судоходны. Можно и затеряться нечаянно.

Но, отметим, студентами по Вятке мы проходили от Перелома (Ярский район Удмуртии) до Ежово Омутнинского района соседней, Кировской, области.

И на исток реки Кама в далёком семидесятом именно туристы-байдарочники из Эстонии, не думая-не гадая, приехали, предвкушая путь по великим рекам до своей республики.

От Кулиги, где Кама начинается, на байдарках, конечно, не спустишься. Но, вот, в Сергино приехать, в Балезинский район и дальше в Кировскую область – почему бы нет! Там, в Афанасьевском районе, вдоль Камы дорога с населёнными пунктами. Где пожелаешь, там и заканчиваешь поход. На перспективу!

Более известны и судоходны наши знаменитые Чепца с её притоками – Лоза, Ита. Кильмезь с Валой, Лумпунем (или, правильно, Лумпунью?) и извилистой Утью. И, конечно же, Иж во все времена года.

Вы не ослышались! По Ижу можно сплавляться даже зимой. На Иже утки зимуют! Ниже плотины на целый километр вода не замерзает в самые сильные морозы. Так что, если духом силён – вперёд! С кромкой льда поаккуратнее, вмиг баллон разрежет.

Во всяком случае, апрель для «Ижсплава» — вполне пригожее время вспомнить о байдарках и встряхнуть пыль с вёсел. Час-полтора покружить по открытой воде – одно удовольствие! Чай на берегу и дым костра первооткрывателям сезона в нагрузку.

Апрель не за горами. Готовимся?

Автор статьи: Александр Кондратьев