Данил Глушков — инструктор водных и пеших маршрутов. Самый веселый инструктор нашей команды. Всегда собран, снаряжение в полном порядке, ремкомплект проверен, ремкомплект для ремкомплекта уложен. Множество бурных рек и высоких перевалов оставил он за своей спиной. О его профессионализме, организованности и юморе ходят легенды, а кто побывал с ним однажды в походе, в следующий раз идут только с Данилом.
— Рост мой 171 см, вес немного меньше - 70 кг или около того, комплектация стандартная: 2 ноги, 2 руки, голова, глаза карие, уши в бок, волосы взъерошены. Стрелец, рожденный в год дракона. Верю в волшебство и доброту, при этом злой, ворчливый, неприятный тип (смеется).
А если серьезно, то несколько лет я был просто самостоятельным туристом. Вместе с товарищем собирал друзей и готовил очередное путешествие. А подтолкнули меня стать инструктором два замечательных человека – Дима и Ваня. Целый год звали в помощь то тут, то там, и в итоге предложили быть инструктором на постоянной основе. Сказали, что толковых и опытных людей не хватает. Пришлось им поверить и согласиться, не пожалел.
— Туризм, зацепил неограниченными возможностями и естественностью, эта сфера включает в себя как просто отдых в лесу, так и серьезные восхождения или сплавы. Все очень интересно и позволяет испытать себя во многом, многое про себя узнать, ощутить своеобразие новых мест и людей.
В масштабах страны список пройденных маршрутов довольно скромен: Карелия, пара мест Поволжья, средний и южный Урал, некоторые места Алтая, Саяны.
Есть еще к чему стремиться и на что посмотреть. В каждом из регионов есть более приятные мне места, но выделить какое-то конкретное сложно, настолько они разные и по-своему прекрасные.
Поэтому больший интерес вызывают места, в которых не был. При том это не обязательно новая точка на карте, а к примеру, прохождение известного маршрута, но в другое время года. Все играет новыми красками и ощущается иначе, как в первый раз.
— Я разный. Я ничего не умею, поэтому делаю все (смеется).
А в рюкзаке всегда должны быть - предметы гигиены. Обычно у меня в рюкзаке лежит специальный дорожный набор, как и КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). Например, в походе ты можешь обнаружить, что ты не взял свои любимые штаны, но из чего поесть и чем умыться, всегда имеется. Естественно, и без фонарика я не обойдусь, а в личной аптечке у меня всегда бесконечные километры пластыря, если это пеший поход.
— Если говорить поверхностно, то это обычные базовые трекинговые ботинки. В зависимости от категории похода и времени года, уже подбираешь себе обувь. Для летних прогулок в лесу, подойдут кроссовки, а если будет сложный ландшафт у местности, то лучше надевать высокие ботинки, которые держат голеностоп.
Ведь главное, чтоб в походе на вас была проверенная обувь, а если вы идете по пересеченной местности, то корни деревьев, курумники, перепады высот, где-то возможно и снег, а еще нагрузка в виде рюкзака, все эти испытания в специализированной, проверенной обуви вам будут не страшны.
— Нет, пока не было. Я как-то начал все не спеша, растянул удовольствие от процесса. Например, некоторые туристы сразу идут в свой первый или второй поход на пик Ленина, конечно же, с опытными гидами.
Но потом, на мой взгляд, ходить по горам ниже снегов будет уже менее интересно. Конечно, мне очень хочется подняться и на Эльбрус, и посетить другие места. Но я решил, чтоб вот так сразу не насиловать свой организм тяжелыми восхождениями, постепенно буду наслаждаться новыми местами.
— Вот туризмом и занимаюсь. Как-то так сложилось, что в сезон походов, физической нагрузки хватает. Есть что потаскать, где побегать. И в принципе, этого мне бывает достаточно. А зарядку с утра делаю не всегда, и чаще всего не делаю (смеется).
Конечно, в юности спорт присутствовал баскетбол, футбол, и утренние пробежки. Просто тяжело иногда держать себя в каких-то рамках, а тем более заниматься регулярно. Иногда организму не хватает, и конечно в таких случаях я собираю волю в кулак и встаю на тропу спорта.
Мое мнение, оно было и остается неизменным, что в походе главное все же моральная подготовка и выносливость. Здесь не обязательно нужна физическая сила, возможно, ты не сможешь сразу пробежать 5 км по пересеченной местности, но быть морально готовым к этому – ты должен. И если ты готов, то определенно совсем справишься, независимо от того, какая погода, люди и обстоятельства вокруг.
Я видел в горах людей, которые были физически отлично подготовлены, но непривычная нагрузка на организм, другой климатический пояс, обстановка, делали свое дело, и даже таким ребятам было тяжело. В походе турист может быть два дня на пике своей активности, совсем справляться, а на третий день его просто свалит. Потому что, в длительных пеших походах весьма не привычная нагрузка для организма, и нет ни каких-либо условий комфорта.
Также на тропах, в горах, я встречал людей старшего поколения, была и совсем молодежь, все они находили для себя комфортный вес рюкзака и подгоняли под себя снаряжение. И все у них было хорошо, и акклиматизацию проще проходили. Ведь на самом деле, не обязательно бежать и торопиться, как в спортивном туризме. Шли всегда в своем темпе, где-то ускоряясь, где-то останавливаясь. Они держались, а из своего физического состояния не выпадали, т.е. им не было настолько плохо.
Это почти тоже самое, что с горной болезнью, ведь выше 2,5 тыс. метров у некоторых она уже начинается. А бывает, что независимо от своей подготовки, и сколько бы раз в горы не ходил, горная болезнь у тебя будет.
Например, у детей она проходит намного проще, они могу ее вообще не заметить. То есть, коллективно вся группа будет страдать горной болезнью, а ребенку будет все равно и на 4-5 тыс. метрах. Такие случаи действительно были, про них рассказывали мои знакомые.
— Нет, это не заблуждение. Это происходит, причем происходит со всеми, просто в разной степени. И действительно, одно дело выехать на два дня, куда-то в пригород на сплав, и там ты не успеваешь прочувствовать всей атмосферы походной жизни, да и она не дает прочувствовать тебе самого себя.
В горах, когда уходишь дней на десять, там ведь все непривычно для тебя, во всех отношениях. Быт, окружение, обстановка, все это другой образ жизни. Можно сказать, что это выход из зоны комфорта, но я бы развернул эту фразу и сказал наоборот, что это вход в зону комфорта.
Здесь познаешь себя, и не важно, какой это поход. Отправляясь далеко, подальше от цивилизации, ты все равно замечаешь нюансы характера товарищей, соответственно и они твои тоже.
Просто все видно, какой ты, здесь ты не спрячешься за спинами, условиями, событиями, здесь нет масок. Если ты, ни разу не приложил усилий к разведению костра, не помог в приготовлении пищи, не оказал взаимопомощь и не поддержал группу. Все это заметят остальные, и отношение к таким людям будет соответствующим. Настоящие туристы об этом знают.
Потому что там, ты узнаешь про себя и других намного больше. Еще говорят, что горы не терпят плохих людей, это так. Как правило, у таких людей не задается, не срастается, и они перестают ходить в горы.
— Меня недавно пытались поставить на лыжи. (смеется)
— Ну, кое-что получилось. То ли лыжи не ехали, то ли я дурак (смеется). Но, в общем-то, желание осталось, и лыжи я буду на свои ноги надевать. С коньками, например, история гораздо хуже. Я пару раз за зиму на них встаю, но не очень люблю это дело. Я вообще, не люблю вещи, которые заставляют мои ноги разъезжаться в разные стороны.
— Ну, в общем-то, да. По крайней мере, что-то держать в поле своего зрения, и быть готовым к основным вещам. Я по жизни привык делать все сам. Сложно бывает довериться другим людям. Понятно, что есть области, где есть специалисты, тут мне приходится им доверять. По жизни подход у меня один: если появляется какая-то задача, приходится изучать, вникать и первоначально делать все самому, потому что это надо мне, в первую очередь.
— У меня есть только одна вредная фраза, с которой я не расстаюсь, и мне она не очень нравится. Но это связано, скорее всего, с тем, что я опять же привык делать все сам. Я частенько говорю фразу: «Я знаю!»
Иногда замечаю за собой, что говорю так, когда действительно стоит послушать совета. Периодически ловлю себя на этом, и стараюсь отходить, не пытаться держать все под контролем, а больше доверять людям. И давать возможность им что-то сделать, чтоб они тоже получили опыт и узнали новое.
— Всегда находится время на то, что тебе хочется. Не сразу, но, тем не менее. Есть много всего интересного, я не смогу выделить что-то одно, например, мне нравятся читать книги, про приключения. Яркий, местами запутанный сюжет, интересные герои, их внутренний мир, захватывающие приключения заставляет меня на время переключиться в этот мир.
Сейчас, все чаще с участниками походов мы играем в игру «Да/Нет», особенно если впереди утомительный переезд, то это игра помогает напрячь мозги и придумывать что-то интересное.
С фильмами все просто, если у него цепляющий сюжет, особенно в жанре фантастики, то с удовольствием посмотрю, но тоже по настроению.
— Одна из последних книг, которую я прочитал - «Год жизни», автор Евгений Гришковец. Книга написана в стиле дневника, и вел ее автор целый год. Вот здесь, мне стало интересно прикоснуться к творчеству человека, который многогранен в искусстве, узнать о его наблюдениях, о его взглядах. Вчитаться в эти строчки, и посмотреть на его чувства и отношения к происходящему вокруг.
— Меня вдохновляют друзья, родные и близкие. Своим отношением, в первую очередь. Я не привык сидеть на одном месте, и заниматься какой-то рутиной. Именно в этом, я не постоянен. Мне интересно пробовать новое, может это будет однажды или я увлекусь на более длительное время. Мне обязательно все это что-то дает и показывает. А каждый человек в моей жизни, в каком-то моменте, хотя бы на время становятся для меня кумиром.
— Сложно выделить самый яркий случай, в моих походах эмоциональных событий, как правило, много. Я бываю порой сам достаточно эмоционален, например, в палатке под утро замерзаешь, это такой эмоциональный провал, помнишь потом его очень долго. Как замерзал в палатке на четвертый день похода (смеется). Или помнишь, как ты восхищался полевой ромашкой, для меня это будет эмоциональным верхом.
Наверное, здесь стоит выделить случаи, когда действительно удавалось помогать. Обычно среди туристов существует не гласное братство, взаимовыручка, взаимопомощь, как правило, это элементарные просьбы: зарядить гаджет, или срочно позвонить, передать информацию. Среди туристов на тропе, это обычное дело.
А твои ощущения, когда ты помогаешь другому человеку, при этом набираешься опыта, анализируешь, и понимаешь, как можно поступить в подобной ситуации, а как не стоит.
В Саянах нам повстречался дедушка, это было в прошлом году, ребята из его группы почему-то его оставили одного, ушли вперед, может они поругались или надоели друг другу, не понятно.
Но сам факт, что он остался один и стал заходить на перевал, а уже темнело. Мы дошли под перевал, и у озера стали разбивать лагерь, готовить еду. Мы видели, что его фигурка начала подниматься, и на время остановилась. Он понял, что просто не сможет дотемна подняться, а на перевале ночью, очень опасно. Тут он увидел нас, спустился. Естественно, мы впустили его к себе в палатку, накормили. Свой спальник у него был, а вот палатка, продукты, примус, котелки все осталось у его друзей, которые ушли вперед. И насколько далеко они ушли за перевал неизвестно.
В 5 утра он встал, поблагодарил нас и ушел. Его мы догнали уже к вечеру за перевалом у границы леса. Вот такая история. Приятно, что мы помогли человеку, а он среди ночи, не остался в горах один.
Пару лет назад, нам получилось помочь школьнику, он был в составе группы ребят из детско-юношеской спортивной школы по плаванию, ребята были из 3 сибирских городов. Состав группы приличный, 20 человек. У них был руководитель, еще пару взрослых, шли они организованной группой.
А мы шли своей группой, заходим на некатегорийный перевал, идем по этому маршруту в первый раз с друзьями, вокруг все интересно. Но перевал был нудный и тяжелый, постоянно в горку и нам казалось, что он никогда не закончится. Стояла жара, солнце сильно припекало.
Это были наши первые дни в походе, когда организм начинает адаптироваться, вот и у школьников видимо было также. Мы устроились на привал, чуть от тропы отошли, отдыхаем. И вдруг на тропе появляется тело, по-другому это не назовешь. Молодое, мужское тело, в шортиках, в кедах, в кепке. Видно, что кепка была когда-то мокрой, но уже высохла. Идет тело реально, как зомби, ему руки осталось только вытянуть.
Видим, что парню не очень хорошо. Я ему говорю: «Парень, ты присядь, может, водичку попьешь?». Нам показалось, очень странным, что он был без рюкзака и шел один. На наш вопрос он что-то бессвязно промычал, и прошел по тропе дальше.
Мы проводили его взглядом, встали, одели свои рюкзаки и собрались идти. Но буквально через 100-150 метров мы увидели этого паренька, уже лежащего поперек тропы в бессознательном состоянии. И в принципе, у меня такая ситуация была в первый раз.
Тогда группа у нас была небольшая – четыре человека, в составе была девушка с медицинским образованием. Мне очень понравилось, как мы практически молча, сработали в данной ситуации. Моментально все скинули свои рюкзаки, кто-то достал коврик, и расстелил его в тени, кто-то убежал вверх по тропе, предупредить группу, от которой отстал парень. А я и подруга стали оказывать первую помощь. Спустя время, паренек пришел в себя, начал разговаривать. Старшего группы мы нашли быстро. Выяснили, что парню стало не хорошо еще с утра, и рюкзак с него сняли сразу. Комментировать действия руководителя группы я сейчас не буду, хорошо, что все обошлось.
А вся это история учит лишь одному – взаимопомощи, когда-то поделиться последней едой, местом в палатке или еще чем-то. В походе, это святое. И если такие ситуации случаются, то никто из настоящих туристов мимо точно не пройдет, даже если он пожертвует своим временем, либо не успеет пройти весь маршрут.
— Конечно, возникает. Ведь не зря говорится, что туризм – это болезнь. И я с этим выражением соглашусь. Единственное, я бы поправил, что болезнь, это не то, что надо лечить. Наверное, это болезнь в позитивном плане. Походы, это то, где временами красиво и сложно, но здесь проверяются люди, максимальные возможности твоего организма.
И все это затягивает, и многие в походах говорят: я больше не пойду, так тяжело, целую неделю идти, идет дождь, я весь вымок, да зачем я пошел, да еще и за свои деньги, сколько можно есть эту кашу, мозоли натер, ужас какой и т.д. Возвращаемся домой, проходит неделя, две, три этот же человек спрашивает: «Ну что, когда пойдем в следующий поход?»
Человек привел себя в порядок, и готов уже подписаться снова на такое же приключение. Возвращаясь в свой дом, человеку необходим отдых, а отдохнув, он понимает, нужен ему следующий поход или нет. И, как правило, люди выбирают следующее путешествие. Конечно, иногда полезно и на диване полежать-отдохнуть, и не стоит часто перескакивать с одного похода на другой.
— Конечно, это родной дом и семья. Мне нравится ходить в походы, но возвращаться в дом, где тебя ждут в любое время дня и ночи, намного приятнее.
В моем понимании, дом – это забота, уважение, внимание, любовь. И если все перечисленное есть в вашем доме, то наверное, это самое главное. Потому что в этом всем, всегда будет поддержка!