Исток река Кама. Старообрядцы Удмуртии.

В Кезском и Балезинском (бывшем Кулигинском и Карсовайском) районах, а также в прилегающих западных районах Пермского края живут староверы поморского согласия - кержаки.

В селе Кулига староверы появились в 17 веке после церковного раскола. Они пришли с Новгородской и Псковской, позднее с Архангельской и Нижегородской земель, с реки Керженец (отсюда и название - кержаки).


Около 1726 года на реке Сепыч (Пермский район, 30 км от Кулиги) все скиты староверов были разорены Пальчиковым Василием Васильевичем казанским по ордену от Осинского воеводы Романа Пеликова, и староверы разбежались по округе.

В 1975 году в Сепычевском районе Пермского края была найдена рукопись, озаглавленная "О разделе" и содержащая описание раздела старообрядческого поморского согласия на "максимовцев" и "демовцев" от 15 сентября 1866 года.

Такая же запись и у деминцев - Кулижан.

 


Староверы верхокамья разделились на "мирских" и "соборных". При этом только "соборные" являются до сих пор полноправными членами религиозной общины - собора, только они обязаны строго выполнять и сохранять все правила и ограничения.

Мирские же вели обычный образ жизни: работали в колхозе, имели любовниц, пили брагу, могли подраться. Отличались разве тем, что мужчины носили бороды, женщины не стригли волосы, реже сквернословили, почти не разводились и чаще произносили молитвы.


 

Отличительной чертой староверов является соборность, получившая начало в первый век христианства. Ни одно направление христианства не сохранило ее.  Староверы, несмотря на наличие руководителей, все проблемы по-прежнему обсуждают соборно.

Соборные люди обязаны молиться в дубасах - сарафанах черного, синего или коричневого цвета (старушки) и зипунах темного цвета (мужчины), символизирующего отречение от мира. Нельзя в "котах", резиновых сапогах, лучше в лаптях, носках, допустимо в валенках.

Крестики различаются на мужские и женские. Женские восьмиконечные. Иконы отлиты подпольно из подручного материала, чаще меди. Отношение к ним бережное: нельзя трогать голыми руками, даже соборные их берут с молитвой. Одна из таких икон стоит в Кулигинском краеведческом музее. 

 Древние книги - как святыня

Глубокое уважение у старообрядцев к древней книге. Спасаясь от церковных реформаторов, царского правительства, позднее от советской власти, староверы несли с собой книги, прятали их.

Булдаков Мартемьян Иванович нес книгу "Канонник" 1718 года в 600 страниц и весом в 4,5 кг, будучи раненным, из Петрограда в 1918 году, после окончания Первой Мировой войны, до деревни Еловики (5 км от Кулиги).

В соборе Кулиги и близлежащих деревень имеются книги:"Псалтырь", "канонник", "Святцы", "Скитское покаяние", "Сборник о почитании икон" и др. Было немало книг, изданных в 16-17 веках, но за последние 10-15 лет вывезено более 600 книг, официально - членами МГУ и ПГУ, сколько вывезено нелегально, неизвестно.

Судя по сохранившимся данным, основной источник пополнения книжицы - Москва, Подмосковье, Архангельск, Холмогоры, Устюг Великий, Новгород. Часто книги переписывались от руки.

В последние лет 30 религиозные тексты читают различно, в зависимости от того, кому чтения доверяли. Многие тексты распевали. В указателе Каталога Верхокамского собрания рукописей библиотеки МГУ учтены 148 стихов в 1200 списках, мелодии 21 стиха были изданы в 1982 году в Москве.

 Хлеб - всему голова. Особое отношение староверов к хлебу.

 Местный каравай делится на 5 видов:

- ерушник - печется из разной муки, в том числе ячменной;

- каравай - только из пшеничной муки;

- листянка - на капустных и черемичных листах из всякой муки;

- мушник - на пресный тугой сочень из пшеничной муки кладут кислую квашню, края загибают - и в печь;

- чолпан - высокие хлебы из ржаной муки.


Отношение к алкоголю

 Пьянство считается одним из самых страшных грехов, т.к. является причиной большинства зол и грехов. Говорят, что никому так не радуется дьявол, как пьяному человеку.

 Недопустимым считаются поминки с выпивкой, нельзя на кладбище ходить с вином и тем более пить и есть на могиле.

 


Живя в глуши, староверы более 200 лет хранили обычаи, книги и потеряли их

за 40 лет 20 века (20-50-е годы).


 

Церковное образование даже собственных детей строго преследовалось, и речь шла не только о систематическом срывании крестов, но и об уголовном преследовании родителей, если те крестили детей, учили их вере, создавали невыносимую обстановку в школе.

 Современные староверы

 К 80-м годам многие оказалось забытым, потерянным. Многие запреты уже не соблюдаются. До сих пор ведутся споры между демовцами, белокринницкими и максимовцами.

 Демовцы с конца 70-х годов ездят на транспорте (так решили на соборе), максимовцы по-прежнему ездят только на лошадях и ходят пешком, и утверждают, что все новины в этом мире от антихриста. Вряд ли нужно обьяснять разрушительное влияние цивилизации на природу, от которой мы сами же зависим. 

 Дубасы раньше были домотканные, теперь шьют из магазинной ткани. Сейчас на Верхокамье наступает белокринницкое согласие, здесь несколько другие обычаи, обряды крещения, моления. Современная молодежь крестится в православных церквях, лишь отдавая дань моде.

Старообрядчество здесь изучается с 1974 года МГУ. По мнению профессора МГУ Поздеевой Ирины Васильевны, изучающей старообрядчество Верхокамья с 1972 года, из двухсот направлений старообрядчества, кулижане имеют свои особенности: безпоповцы, чашники - каждый входящий в собор получает свою чашу размером с пиалу и ложку, и никто, кроме него, не имеет права прикасаться к ним. Попов староверы называют спиногрызами.

Как говорил Е.Н.Рахманов:"Старообрядцы прошли через горнило испытаний и вековых гонений, закалились в борьбе за свои религиозные убеждения, всегда умеют приложить свой опыт и при малейшей возможности сплачиваются, стремясь сохранить веру своих отцов и дух русского национализма. Дух древности так внедрился в староверов, что где бы он ни был, какое образование ни получил, какую бы жизнь ни вел, он все-таки остается в душе старообрядцем, сам того не осознавая".

Каждые два-три года здесь проводится фестиваль старообрядцев "У истока КАкие МЫ".

Информация предоставлена Гавшиной Екатерины Артемьевной,

потомственный старовер, краевед-историк

Материал подготовил Павел Шамшурин