Зимний поход выходного дня из Ижевска: Дуровская грань

Лесная грань, где погиб Анатолий Анатольевич Дуров, дрессировщик, артист цирка и продолжатель дела своего отца и родного дяди – Дурова Владимира, находится в черте города Ижевска и в народе зовётся «Дуровская грань». Три варианта маршрута выходного дня.

Сто лет (с небольшим) назад, 08 января 1912 г, в Москве был открыт Театр зверей имени Дурова. Его основатель – дрессировщик, клоун-сатирик, первый заслуженный цирковой артист России Владимир Леонидович Дуров. С 1919 г Театр носил название «Уголок Дурова».
В городе Сарапуле нынешней Удмуртии с 1789 года главой города, правильнее «городничим», становится Андрей Васильевич Дуров. Чья дочь Надежда Дурова – знаменитая кавалерист-девица. В 1806 году, переодевшись в мужское платье, бежала из дома на любимой лошади Алкиде. Выдала себя за помещичьего сына Александра Дурова, поступила в конно-польский уланский полк (там бород не носили). Участница войны 1812 г, награждена Георгиевским крестом. Её воспоминания «Записки кавалерист-девицы» печатались в 1836 г в «Современнике» с предисловием А.С. Пушкина. В сегодняшнем Сарапуле на центральной его площади установлен памятник нашей землячке.

Осенью 1928 г близ Ижевска на охоте от случайного выстрела погиб Анатолий Анатольевич Дуров, дрессировщик, артист цирка и продолжатель дела своего отца и родного дяди – Дурова Владимира. Через пять лет на месте гибели артиста установили гранитный памятник. Ижевский цирк, что отапливался печами и освещался керосиновыми лампами, с декабря 1933 года стал носить имя погибшего А.А. Дурова.

Лесная грань, где погиб артист,

находится в черте города и в народе зовётся «Дуровская грань».

До Дуровской грани из Ижевска можно дойти-доехать тремя дорогами. Итак!

Вариант первый: вы на личном транспорте. Если у вас квадроцикл или снегоход, то без проблем доберётесь до места назначения. Простой автомобиль лучше оставить, не доезжая 650 метров от границы западного кладбища, либо на повороте в деревне Берёзово на расстоянии 1,25 км, либо на Выемке – 2,85 км.

Вариант второй: вы на транспорте общественном. Здесь имеет место быть три дороги.

Маршрут № 1. Вы доезжаете до Берёзово на автобусе, дорога поворачивает налево вдоль домов. Здесь нужно выйти и идти пешком через луг и речку практически строго на Север (в сторону города). За речкой начинается лесной массив и сразу прямая просека. Это и есть грань. Расстояние от места высадки из автобуса в Берёзово до речки – 250 м, от речки до начала лесного массива ещё 200 м и до памятника по лесной грани 800 м. Общий пеший маршрут – 1,25 км. Этот пеший маршрут предназначен и с автомобилем, если вы его (автомобиль) оставите в Берёзово.

Маршрут № 2. Вы доезжаете до Радужного (53 маршрут автобуса), после улицы Ромашковая выходите на остановке (нулевая отметка пешего маршрута) и проходите чуть вперёд (135 м) в сторону Чекерила, куда ушёл 53 автобус до асфальтовой дороги с указателем «Западное кладбище» (что поделаешь, такой указатель). Идёте по этой дороге, она заворачивает налево (450 м от нулевой отметки), посёлок Радужный заканчивается, вы спускаетесь вниз и пересекаете ручей с высоковольтной линией (1,15 км). Запомним это место, пригодится в маршруте № 3!
Затем долгий путь вверх до начала Западного кладбища (мусульманская часть) – 1,85 км. Кладбище заканчивается пятачком для разворота транспорта и мусорными баками – 2,45 км. Автомобилистам лучше оставить своё авто здесь. Квадроцикл и снегоход идут дальше. От мусорных баков проходим пешком (тут все пешком, кроме «квадрика») метров 50 до поперечной просеки. Это и есть грань. Уходим по грани налево вверх. Через 600 метров подъёма вы оказываетесь на «перевале». Прямо вперёд и вниз – длиннющая просека. Слева в десяти метрах – искомый гранитный памятник. Вы пришли! Общий пеший маршрут – 3,1 км от остановки автобуса 53 маршрута в Радужном (или 650 м от пятачка для разворота, где вы оставите автомобиль).

Маршрут № 3. Вы доезжаете на троллейбусе (9, 10 и 14 маршруты) до конечной остановки в Машиностроителе. Выйдя из троллейбуса, идёте в обратную сторону мимо домов (справа) №№ 65, 66, 67 и т.д. до № 71. Затем справа останется Дом-интернат для ветеранов, слева – воинская часть. Далее слева пятиэтажный дом «Машиностроитель, 75» . Дорога поворачивает налево, доходите до перекрёстка с ларьком «Хлеб», и видите дом «Выемка, 15 А». На этом дорога закончилась, остаётся направление (если вы на автомобиле, оставляем автомобиль здесь возле дома «15 А»). Расстояние от конечной троллейбуса в Машиностроителе до этого дома «15 А» - 850 м. Сейчас направление! Возле другого конца этого дома раньше проходила узкоколейная дорога (150 м от ларька «Хлеб»), она шла от 14-й улицы через Выемку до станции Постол. По этой дороге (рельс нет) круглогодично гоняют на транспорте экстремалы, тропа не зарастает. Идём по этой дамбе (очень красиво и романтично и зимой и летом), дугой уходящей вправо на 750 м (от киоска «Хлеб», где «нулевая отметка»). Здесь с дамбой узкоколейки расстаёмся. Уходим вправо по тропе на плотину маленького лесного прудочка (900 м от киоска). Выходим на простор непонятного поля, над головой высоковольтная линия, справа вдалеке – Выемка, которую только что покинули. Проходим вдоль поля абсолютно прямо. Затем тропа уводит влево вниз на плотину среднего лесного пруда размером с два гектара (1,55 км от киоска). Проходим по плотине, мимо высоченных сосен, огибая еловые (слева) посадки и заворачиваем также налево (1,85 км от киоска). Через пару сотен метров еловые посадки оканчиваются (2,05 км), и снова перед вами открытое слева пространство. Снова высоковольтная линия, вы её только что пересекали, ориентируемся на неё, идём вдоль неё. На расстоянии 2,85 км от киоска пересекаем асфальтовую дорогу «Радужный – Западное кладбище». Всё!

Смотрим маршрут № 2!

Итак! Как вариант – приехать на 53 автобусе до Радужного, пройти пешком до памятника 3,1 км. Обратно возвращаться до ручья с высоковольтной линией (1,95 км от памятника) и уходить через Выемку на Машиностроитель до конечной остановки троллейбуса (ещё 3,7 км: 2,85 км до киоска и 850 м до конечной остановки). Обратный путь – 5,65 км.

Дуровская грань до памятника 650 м

Пустое поле, вдалеке - Выемка

Пруд перед Выемкой

Весь пеший маршрут выходного дня, туда-обратно – 8,75 км. Осилите?