Экспедиция в Пермский Край. Съемки фильма для канала «Телепутешествия».

Вместо пролога

В один из декабрьских дней мне позвонили мои друзья из Клуба активного отдыха «Ижсплав». Мы часто общаемся по вопросам организации корпоративного отдыха в Компании, в которой я работаю — поэтому их звонок не был для меня неожиданностью.

Однако, услышанное мной, заставило открыть рот от удивления, а сердце стало биться немного быстрее… Это был «не рабочий» звонок, а предложение поучаствовать в съемках фильма для телеканала! Ребятам нужна была помощь с автомобилем и они обратились ко мне. Я не смог отказаться от такого предложения, к тому же по условию я мог взять с собой супругу! =)

В течении месяца мы готовились к экспедиции — съемочная группа согласовывала маршрут и тематику наших съемок, мы же уточняли состав экспедиции и экипажей.

Накануне выезда

23 января, 18:30. Ночью мы должны выехать в Пермь. Долбит температура, ненормальный кашель, который не собирается сам проходить… :-( Наташа обеспокоена моим состоянием, ставит вопрос об отмене поездки. Сам виноват, дотянул…

Врач, рентген, опровержение худшего диагноза и горсть таблеток. Успокаиваю свою милую и пакую вещи в рюкзак. Два часа на сон и перекус перед дорогой. Дети под надежной опекой любимой бабушки видят десятый сон.

Спешно одеваемся, хватаем рюкзаки и садимся в Патрик. Рев мотора, и выдвигаемся в путь. Люблю ночной город — красота огней и пустынные улицы, лишь изредка пересекаемые таксистами.

Долгожданная встреча

24 января, 03:15. По пути подобрал друзей — Данила и Ивана (оба замечательные инструкторы клуба), а через двадцать минут мы встретились на трассе со вторым экипажем.

Впереди 290 км почти пустой трассы. Съемочная группа к этому времени уже прилетела из Москвы и отдыхала в гостинице, а Наташа и мои друзья начинали устраиваться по-удобнее в креслах для сна. По-доброму завидую им.

24 января, 08:30. До Перми остается 30 км. Очень хочется спать, начинаю терять над собой контроль. Торможу на первой заправке и встаю в самый темный угол. Будильник через 15 минут. Сплю.

Звенит (нет, играет мелодия). Просыпаюсь, прихожу в себя. Снова в путь — чувствую себя гораздо лучше.

Вот и речной вокзал! Первый экипаж уже здесь, все ждут нас. Паркуюсь и идем знакомится со съемочной группой.

В съемочной группе два человека: Тамара — сгусток чистой энергии, настоящая шаровая молния (ведущая передачи) и Пётр — оператор, настоящий профессионал своего дела. Очень позитивные и интересные ребята, работа с ними заладилась с самого начала.

День первый

Речной вокзал

Программа съемок была ну очень насыщенной. Поэтому после знакомства и быстрого чаепития мы сразу же приступили к съемкам на набережной речного вокзала. Я не представлял себе, что это будет так весело! Мы дурачились, много смеялись, хотя все это конечно останется за кадром и финальный контент будет иметь более серьезные краски.

Усьвинские столбы

После съемок на речном вокзале мы выехали в Усьву, к одному из самых притягательных мест Пермского Края — к Усьвинским каменным столбам.

Я слышал про этом место раньше, особенно про так называемый «Чертов палец» — отдельностоящую скалу высотой в семьдесят метров. Однако побывать мне там не доводилось до этого времени.

От поселка до столбов ведет натоптаная тропа (5 км) — место очень популярное и людей не пугают обильные снегопады. По пути открываются красивые виды на реку. Говорят, что летом к столбам можно проехать на автомобиле. Хочу как-нибудь это проверить =)

Добираемся до смотровой площадки, начинает темнеть. Какой же прекрасный вид открывается на реку и скальный массив! Это стоило того, чтобы ехать сюда через такое расстояние =)

Здесь нас поджидала неприятность — аккумулятор квадрокоптера замерз и коптер ни в какую не хотел взлетать. Солнце безудержно катилось за горизонт, не оставляя возможности отогреть аккумулятор.

Отсняв видеоматериал и вдоволь насмотревшись на прекрасные виды, мы затемно добираемся до беседки (2 км от смотровой площадки). За время, которое мы были на смотровой площадке, наш Данил организовал для нас горячий ужин — гречка с тушенкой и ароматный чай. Как же мы были голодны!

После ужина добрались до наших автомобилей — впереди Губаха, гостиница и вечер в дружеской атмосфере.

День второй

Раннее утро. Вставать не хочется — ужасный недосып. Тело говорит, что вчерашняя «прогулка» была вовсе не простой и мышцы дают о себе знать.

Отмечаю, что лекарства начали действовать и мне стало гораздо лучше, чем было накануне.

Постепенно прихожу в себя, душ способствует этому. Организованной толпой тянемся к гостиничному кафе на завтрак. Яичница с сосиской, манник и ароматный кофе — формула утреннего успеха! Окончательно проснулся и готов к совершению новых подвигов. А совершать было что! =)

Шахтерский поселок Юбилейный

Утро началось с путешествия в вымирающий шахтерский поселок Юбилейный. Поселок был основан в 1957 году и успешно развивался до 2000-го года, пока не закрыли последнюю шахту Кизеловского угольного бассейна «Шумихинская». Большинство шахтеров разъехалось из поселка и встретить сейчас можно в основном только пенсионеров.

По приезду в Юбилейный сразу бросается картина сюрреализма — половина пятиэтажки жилая и отапливается местной котельной, а в другой зияют чернотой выбитые окна. У некоторых домов и вовсе окна заколочены досками, а рядом панельный дом разобран аж до первого этажа.

Идем в заброшенную пятиэтажку. Попасть во внутрь ничего не мешает. Дверей в подъездах почти уже нет.

Внутри полумрак, местами лестничные марши провалились. Справляемся с препятствием и идем дальше. Повсюду мусор, который раньше был чьей-то обувью, посудой или элементами интерьера.

Неплохие квартиры для того времени. Двушки и трешки с раздельными санузлами. По нынешним меркам это очень маленькие квартиры, но для 60-х годов, думаю, это было престижное жилье.

С пятого этажа открывается прекрасный вид на окрестности. Летом здесь должно было быть очень красиво.

Меня спрашивали мои друзья — страшно ли находится в таком месте? Нет, не страшно, все же это не Припять, хотя там я не был. Здесь больше накатывает грусть и тоска, от того что все так случилось. Люди, так же как мы, строили планы на будущее — здесь были школы, сады и магазины. На стенах квартир расклеены страницы с польских модных журналов того времени. Люди мечтали, надеялись и жили — но в какой-то момент все резко изменилось.

Те люди, что остались в поселке — сумели сохранить доброту в сердцах и даже стали сплоченнее. В местном магазинчике нашлись резиновые сапоги (!) — свои мы забыли дома, а впереди предстоял спуск в пещеру, очень кстати.

На этой локации мы провели половину дня. Перекусив пирожками из местного магазинчика мы выехали к пещерам Сухого лога. Находились они совсем не далеко от поселка Юбилейный.

Пещеры Сухого Лога

Вдоль Сухого Лога раскинулись одни из самых красивейших пещер Пермского Края. Всего их тут порядка двенадцати штук, разных по размеру и строению.

Наибольший интерес у нас вызывает пещера Геологов-2, так как это самая большая и интересная пещера в этих краях.

С собой из автомобиля берем сменный комплект одежды, каски и фонари с запасными батареями. Идем два километра по рыхлому снегу, по пути пропускаем пещеры Геологов-1 и Геологов-3.

В большинстве диких пещер грязно и сыро, поэтому сменная одежда необходима для таких мест. Переодеваемся в более легкую одежду (в пещере 4-5 градусов тепла). В это время из пещеры выходит группа, которая успела побывать там раньше нас. Вся одежда в глине, лица измазаны — стало понятно к чему готовиться)))

Телефоны в пещеру не берем — никогда не знаешь, какой шкурник попадется в новой пещере. Порой бывает так, что лаз весьма узок и телефон в кармане может уже не пролезть. Да и просто опасно, можно разбить в любой момент. Поэтому фотографий из пещер, как правило у нас не бывает :-(

Но мы же приехали снимать фильм! Оператора не останавливают такие трудности и вот он уже проталкивает камеру, стаб и свет в узкий лаз пещеры.

После нескольких шкурников открывается первый грот — величественный по размеру. Он становится основным местом съемок. Здесь и выставленное освещение, и работа инструкторской команды.

Сколько раз был в пещерах — ни разу не видел летучих мышей, в этот раз нам повезло! Несколько мышей тут и там висели на сводах пещеры и недовольно попискивали на нас, когда мы пытались их погладить.

В одном из залов пещеры кто-то заботливо оставил ведро, которое до краёв наполнилось сочащейся минеральной вод.

Чуть дальше послышалось журчание воды. Сначала я думал, что мне это показалось, но товарищи подтвердили, что чуть ниже пробегает подземная река! Немного передохнув группа начала спуск к речке, а Наташа пожаловалась, что очень устала и начинает замерзать. Принял решение отстать от группы и остаться с Наталией. Посадил себе на колени и крепко обнял — всё-таки она впервые в такой большой пещере и это накладывает отпечаток на внутреннее состояние. Немного просидев так, Наталия согрелась и сказала, чтобы я присоединился к группе (голоса их хорошо было слышно, они находились совсем рядом в нижнем гроте).

Немного подумав как же мне спуститься (а высота, ого-го-го!), нашел-таки лаз и присоединился к группе. Внизу действительно текла самая настоящая река — небольшая, неглубокая, но звонко журчащая с кристально чистой водой. Глубина, на которую мы опустились, чтобы увидеть это чудо составила около 80-90 метров.

Обратно путь был гораздо легче, все-таки вылезать из пещер мне всегда было проще, чем лезть в них. В самом первом зале устроили Тамаре посвящение в спелеологи — на щеках красовался боевой окрас из местной грязи)))

Здорово побывать в огромной и красивой пещере, но всему есть цена! И расплатой становится переодевание на ночном морозе в чистую одежду, которая ни чуть не теплее окружающего воздуха (сменную одежду оставляли снаружи пещеры).

И снова перекус с горячим чаем и обратный путь в два километра до машин.

Добравшись до Губахи решили побаловать себя горячим ужинов в местном кафе!

День третий

В это утро дали себе побольше поспать, все же нам вечером садиться за руль и ехать до Ижевска. После завтрака собираем вещи и пакуем рюкзаки. Сдаем ключи администратору и садимся по машинам. Сегодня нашей целью является посещение Каменного города и Этнопарка истории реки Чусовой.

Каменный город

Тропа на каменный город находится недалеко от пещер Сухого лога. По приезду обнаруживаем буквально несколько машин — нам очень повезло, я даже успел занять место на специальной парковке. Когда мы вернемся из Каменного города — припаркованные машины будут тянуться вереницей в оба направления дороги.

С уверенностью могу сказать, что Каменный город — самое посещаемое место в этих краях. Не смотря на то, что накануне шел снег, тропа настолько утоптана, что можно спокойно идти хоть в кроссовках, не боясь, что в обувь навалит снега.

В этот день нам сказочно повезло с погодой! Облака расступились и солнце показалось среди причудливых еловых вершин. Лес заиграл какими-то особенными волшебными красками. Уже на обратном пути снова все заволокло плотными облаками и пошел снег.

По легенде на месте Каменного города был вполне настоящий, процветающий город, в котором жили люди. У правителя этого города была слепая дочь, которая единственная не могла узреть красоты этих мест. Однажды злой колдун пришел к правителю и предложил свою помощь — если правитель согласится, то его дочь обретет возможность видеть. Правитель согласился. Но как и бывает в сказках, колдун не просто так исцелил дочь правителя, взамен он превратил город и его жителей в камень. Вот такая грустная история — но ученые не согласны с ней. Они считают, что площадь, улицы и арки образовались из-за реки, которая могла здесь бежать миллионы лет назад. Именно она проточила такие причудливые рельефы на камнях…

Каменный город поражает своей необычностью — очень уж он геометричный, перпендикулярные улицы и ходы, горизонтальные террасы.

Обязательно побываю здесь летом, хочется больше рассмотреть и узнать. В этот раз некоторые подходы были в сильном льду и мы лишний раз не испытывали судьбу на прочность.

Здесь мы сняли очень много материала, в том числе и аэросъемка — должно получиться очень здорово!

Покидая Каменный город загадал желание вернуться еще раз в эти места, на сей раз с родственниками. Иногда мозг не выдерживает реальности, что такие замечательные места находятся на расстоянии вытянутой руки, а мы прожигаем наши жизни в душных квартирах или пытаемся оторваться от этого мира в Турциях и Тайландах.

На обратном пути нам на встречу шли толпы туристов, как здорово, что мы успели все снять до их пришествия.

Ну дальше наш путь вел нас в Этнопарк истории реки Чусовой, расположенного не далеко от города Чусовой.

Этнопарк истории реки Чусовой

Мы приехали в этнопарк ближе к вечеру — народу в парке уже почти не было, поэтому не было толкушки и мы могли спокойно перемещаться по территории.

Данил ушел договариваться с экскурсоводом, а мы этим временем посетили сувенирный магазин и накупили ворох магнитиков и подарки для детей.

Наконец-то Данил вернулся с нашим гидом и мы пошли по пяти музеям комплекса. Очень было интересно послушать о том, как жили в те времена. Большое количество экспонатов (как реплика, так и подлинники), которые можно потрогать руками, добавляют особой антураж!

Особенно запоминается Балаган — так называемый дом игрушки. Нас посадили за вращающийся круглый стол. И мы как малые дети, наперебой играли деревянными резными игрушками. Было смешно и весело!

В парке сняли очередную порцию контента, коптер на сей раз не подводил, аккумулятор заблаговременно грели автомобильной печкой.

Вишенкой на торте стал чайный дом! Специально для нас распорядились накрыть стол — подали чай на травах и угостили вкуснейшими блинами с джемом =)

Уфф, сытые, довольные с полным мешком счастья садимся в машины и выезжаем в а/п Большое Савино.

Как бы здорово не было, но приходит время расставаний.

Вместо заключения

Расстояние до Перми пролетаем как-то на одном дыхании, вот уже огни Терминала. Грустно расставаться, тем более с друзьями. С ребятами из Москвы знакомы всего три дня, но взаимное ощущение, что знаем друг-друга уже много лет.

В какой-то из дней рассказал Тамаре, что в апреле собираемся на Ревун. Вы видели как вспыхивает порох? Вот также вспыхнуло в ее глазах))) Кто знает, может быть следующий фильм уже будем снимать в Свердловской области?)))

Дорога до Ижевска не составила труда, за исключением большого потока фур, который исчез ближе к полуночи.

Обычно, после таких вылазок хочется отдохнуть — сказывается усталость и некоторая разбитость. В этот раз было все по-другому. У меня было стойкое ощущение, что мы провели целую неделю в Пермском Крае, словно время замедлило свой бег. На самом деле, ничего удивительного в этом нет — все дело в людях, которые тебя окружают. С этими людьми можно идти в любой поход и даже в разведку!

Спасибо, друзья, что вы сделали эти выходные!