Рождественские каникулы в Живице часть №2

МУЗЕЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ИСТОКИ». КУЛИГА

С директором музея старообрядческой культуры «Истоки» в селе Кулига мы созвонились заранее, продублировали звонок на подъезде, знали, что в этот день впереди нас большая группа «внедорожников» из Глазова. Мы – это «Ижсплав» — походы, байдарки, путешествия. Сегодня, конечно, не байдарки, но путешествие знатное!

Некрасов Алексей Николаевич (если помните, поэт Некрасов имя-отчество имел наоборот – Николай Алексеевич), директор, глазовчан разбил на две группы, уж очень внушительным числом путешествуют «северяне». А, главное, для них, предварительно договорившись, кулигинский ансамбль народной песни «Камушки» своим вниманием и угощением затмил серую погоду на улице и лёгкое огорчение от невыполненного. Невыполненного – «внедорожники» ставили своей целью достичь Кулиги прямыми дорогами из Глазова. Не получилось.

Об угощении особо. Здесь, с ансамблем, плясалось, пелось и пилось. Да, да! Такие запахи перепечей шли из комнаты! А томлёнка! Мы по-хорошему завидовали. Будем знать!

Нам повезло. Алексей Николаевич был с нами не просто долго. Мы никак не могли расстаться. Он и дальше бы нам внимание уделил, но темнело и нам ехать в Кез. Его увлечённый рассказ привнёс такие подробности, что не сыщешь ни в одном источнике. Так, на месте сегодняшнего парка «Исток реки Кама» каких-то сорок лет назад стояла... свиноферма. Что бетонный обелиск, установленный в 1974 году, появился благодаря нашим соседям из Пермской области. И становление сакрального места отдыха истока великой реки началось после посещения этих мест туристов-байдарочников из... Эстонии. В советское время прошла команда по ниспадающей: Обком КПСС — Обком ВЛКСМ – стройотряд А.В.Новикова (Ижевск) – учащиеся местных школ... (1971 г): «Исток Камы облагородить!»

Засучили рукава, заглянули в источники. Документы подтвердили – истинное место рождения реки Кама – именно здесь!

Каждый экспонат в руках (правильнее – в речах) Алексея Николаевича начинает жить и повествовать отдельной историей. Закачаешься!

Одежда старообрядцев. Что, вроде бы, удивительного? Удивительно в простоте. Сейчас поймёте. Зимняя одежда, утеплённая ватой или овчиной – ЧЕЖАЛКО. Созвучно ТЯЖЕЛО, местный диалект старообрядцев – чеж(е)ало=тяжело), потому что тяжёлая, поэтому чежалко! Демисезонная одежда – ПОНИТОК. Изготовлена из НИТЕЙ льна, потому и пониток!

А питиё правильно готовить? Брагу наводить? Сегодняшним языком бы сказали: «По часовой стрелке размешивай! Против часовой – нельзя!» Раньше, помешивая, приговаривали: «ПОСОЛОНЬ» — по солнцу, значит. Если против – мужики разругаются, выпив. Вот так-то!

Больше всего удивил предмет, который мы сходу назвали обычным помазком. Таким и сегодня многие пользуются во время бритья. То, что предмет тот из щетины кабана, так понятно, из чего ещё старообрядцы сделают помазок.

Но не зря я сейчас старообрядцев упомянул. И Алексей Николаевич, хитро сощурив глаз, спросил: «Для чего использовали сей предмет? Старообрядцы НЕ БРИЛИСЬ!»

Честно скажем, у нас «замкнуло». Была, конечно, мысль, но уж очень неправдоподобной казалась. И на тебе! В самом деле,  ШЕТЬ – это аналог массажёра для головы «мурашка», или современной «расчёски-массажки»!

На суррогатный хлеб долго смотрели, без всякой виртуальности ощущая во рту опилки. Столь неприглядно они выглядывали, напоминая кусок ДСП.

Правда, позволю немного не согласиться с составом: не ЛУТОХУ, скорее всего, мололи, а ЛУБ – внутреннюю сторону коры липы. Свежеснятый луб с молодых деревьев сочный и в измельчённом виде вполне пригоден для пищи (если уж так ставить вопрос).

И ещё меня, как биолога, заинтересовали зёрна ПОЛБЫ. Помните у А.С.Пушкина: «...в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу...». Полба – это двузернянковидная пшеница. Сегодня эта культура экзотическая. В своё время её вытеснил... рис.

А уж вокруг охотничьего ружья покрутился, всё намеревался в руки взять. Но потрогать – потрогал. Ощутил тепло дерева и холод стали.

И совсем, напоследок – цветная фотография крестьянки, мнущей лён. Год, что написан, верный. Именно 1910 год!

Кто цветное фото придумал? Русский человек — Сергей Михайлович Прокудин-Горский! Снимок сделан рядом, в Пермской губернии. Музейная мялка для льна недаром постаментом для фотографии – один в один экземпляры, что в музее, что на фотографии.

Уходили из музея с ощущением сродни фильму «Мы из будущего», столь ярко и выразительно повествовали нам о жизни Кулигинского района. Да! Был и Кулигинский район– 1935-1956 гг. . Со всеми атрибутами и сохранившимся зданием Дома пионеров – бывшего Райфинотдела..

Дома, поразмыслив, написал вопросы к Алексею Николаевичу. Значит, нужно приехать.

Автор статьи: Александр Кондратьев